Театральная компания ЗМ
Жорж Бизе

Кармен

Театр оперы и балета, Екатеринбург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Ксения Дудникова)
опера в 4-х действиях

Либретто: Анри Мельяк и Людовик Галеви

Дирижер: Михаэль Гюттлер
Режиссер: Александр Титель
Художник: Владимир Арефьев
Художник по свету: Евгений Виноградов
Хормейстер: Эльвира Гайфуллина
Режиссер по пластике: Татьяна Баганова

Артисты: Ксения Дудникова, Липарит Аветисян, Александр Краснов, Ольга Пешкова, Ольга Тенякова, Ксения Ковалевская, Александр Колесников, Дмитрий Стародубов, Владимир Ворошнин, Кирилл Матвеев, Виталий Петров

При участии артистов театра «Провинциальные танцы» и учеников Лицея им. С.П. Дягилева

Продолжительность 3 ч. 30 мин.

Возрастная категория 18+
Есть три важных момента, которые от природы присущи опере «Кармен» и которые мы вновь попытались отыскать в XXI веке, в Екатеринбургском театре. Первый момент – эта опера низов и про низы, а значит, она должна быть грубой, правдивой, опасной. Второй – все в ней должно звучать очень легко, ведь опера Бизе близка к шансону, к традиционной французской песне и к манере ее исполнения. Как только начинается превращение набора песенных куплетов, легких перекличек в традиционные оперные номера, из произведения уходит жизнь. И третье – это ощущение жары, зноя. У женщин под рабочими халатами ничего нет, и мужчины это чувствуют. Внешняя расслабленность на самом деле не что иное, как страсть, затаившаяся, но готовая вырваться наружу. Словом, мне хотелось добиться большей легкости, живости, подвижности и правдоподобия исполнения. Когда повествование ведется как бы между прочим, и вдруг среди этой легкости возникает страсть.
Александр Титель
Для екатеринбургской сцены постановщики выбрали первую авторскую редакцию с разговорными диалогами и не прогадали. Язык оригинала со сцены слышится органично и динамично нанизанными на драматургическую ткань репликами, сжимающими действие и позволяющими его пружине свободно распрямляться в музыкальных сценах. От сценического воплощения фартовой драмы в Екатеринбурге тоже не оторваться. Титель продолжает свою линию аскетичных по рисунку, легких по интонации и напряженных по воздействию драматических представлений. Режиссерский рассказ отсылает к любимым Тителем образам послевоенной Европы. Сцены выстроены так, что каждое движение главных и второстепенных героев связывается в ясную и в то же время как будто непредсказуемую цепь пронзительных эмоций и неожиданных событий. Здесь все словно слезли с котурнов или, что чаще, с той табуретки, с какой в парадном оперном антураже полагается раскачивать бедрами или выпячивать грудь, отображая испанские страсти. На сцене в Екатеринбурге – остросюжетная и филигранная по языку французская опера.
газета «Коммерсант»
Александр Титель со своей командой возвращают «Кармен» потерянную было на российских сценах легкость, стремительность, напевность и строгую, прозрачную экспрессивность французской оперы, по словам режиссера – «почти что оперетты, но с трагическим концом». Режиссер проводит героев Бизе через ироничный драматизм музыкально-циркового ревю, нежную атмосферу лирической комедии, психологическое напряжение триллера к щемящему пафосу высокой трагедии. Цепь острых эмоциональных реакций и неожиданных событий в аскетичном, графически очерченном пространстве сцены выстроена изобретательно, детально и вместе с тем ритмически неуклонно. Герои, как это часто бывает у Тителя, оказываются едва ли не нашими современниками, а драма – сегодняшней. Кармен здесь не столько властная роковая красавица, сколько юная, сомневающаяся, насмешливая женщина, послушная нерву, ритму и чувству стремительно, словно мимо пробегающей жизни, которым и посвящен спектакль больше, чем традиционному колориту оперной испанской страсти.

Юлия Бедерова





На странице использованы фотографии Сергея Гутника