Театральная компания ЗМ

Жизнь

Театр драмы, Омск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Владислав Пузырников)
по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»

В спектакле использованы мотивы книги Владимира Бибихина «Дневники Льва Толстого».

Автор инсценировки и режиссер: Борис Павлович
Художники: Александр Мохов, Мария Лукка
Художник по свету: Стас Свистунович
Автор оригинальной музыки и аранжировщик: Даниил Белоусов
Музыкальный руководитель: Виктория Сухинина

Артисты: Олег Берков, Александр Гончарук, Алина Егошина, Юлия Пошелюжная, Владислав Пузырников, Лариса Свиркова, Виталий Семенов, Сергей Сизых, Николай Сурков, Руслан Шапорин
Музыканты: Даниил Белоусов, Григорий Веренич, Владимир Протопопов, Виктория Сухинина

Продолжительность 2 ч. 40 мин.
Возрастная категория 16+
Небольшая повесть Льва Толстого – шедевр мировой литературы, который обычно теряется в тени колоссов «Война и мир» и «Анна Каренина». Тем не менее, Набоков охарактеризовал его как «самое яркое, самое совершенное и самое сложное произведение Толстого». Кайдановский, Куросава и Пазолини переносили этот текст на киноэкран, работу над сценарием начинал и Андрей Тарковский. В заглавии повести Льва Толстого стоит слово «смерть», наш спектакль называется «Жизнь». Жизнь и смерть – вот что всегда интересует театр. Спектакль предлагает зрителю не сцены из жизни литературных героев, а коллективное размышление о ее, жизни, красоте и хрупкости. Актеры смотрят на мир и на самих себя через призму толстовской прозы, а на текст Льва Николаевича – как на литературу, созданную нашим современником. Вообще, Лев Толстой для нас есть величайшая загадка. Его нелегко читать, еще сложнее – пересказывать, невозможно заявлять, что ты понял именно то, что хотел сказать великий старик. Авторская группа спектакля предпринимает попытку вступить в диалог с Львом Николаевичем и приглашает к этому диалогу зрителей. Как известно, Толстой отказался от переделки мира, начав переделку самого себя, в первую очередь своих глаз. Зазеркалье спектакля «Жизнь» с множеством литературных, кинематографических, музыкальных ассоциаций – не столько «инсценировка» текста, сколько выстраивание оптической системы, тех особых «глаз», которые позволят нам вместе взглянуть на простые и важные вещи, сформулированные в «Смерти Ивана Ильича» – и, конечно, на нашу собственную жизнь.
Борис Павлович
Павлович меняет в заглавии толстовскую «Смерть…» на многообещающую «Жизнь», зарифмовывая эти философские понятия. Всю полисемичность названия Павлович обыгрывает в спектакле: бытовая история про чиновника с тусклой биографией становится гротесковой и глубокой игрой о страхе смерти и желании жить.

«Домашняя газета»(Омск)

Борис Павлович начинает свой спектакль по знаменитой повести Льва Толстого с того, что меняет ее название на противоположное. Не смерть Ивана Ильича, а его жизнь интересует автора постановки. Во всех подробностях личных перипетий, внутренних противоречий, болезни и угасания. Актеры существуют в чтецкой манере: перебрасывают голос и мысли героя от одного к другому, умело и разнообразно воссоздают сознание ушедшего человека. От того свободно скользит наше внимание по невидимой материи памяти, подобно мелодии в музыкальной импровизации. Тем более, что действие происходит в странном музыкальном баре, напоминающем знаковое пространство сериала «Твин Пикс». Смелый режиссерский ход счищает с толстовского произведения наросты стереотипного восприятия и максимально приближает историю к сегодняшнему мироощущению. Иван Ильич затерялся в красной комнате Линча, между прошлым и настоящим, истинным и ложным, живым и теряющим жизненную энергию. Единственный выход – ретроспективно взглянуть на случай конкретного человека, попытаться распутать драматургию его личного спектакля.
Оксана Ефременко
На странице использованы фотографии Андрея Кудрявцева