Театральная компания ЗМ
Максим Досько

Лондон

Драматический театр, Новокузнецк
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
Режиссер: Сергей Чехов
Художник: Анастасия Юдина
Музыка и саунд-дизайн: Владимир Бочаров

Артисты: Роман Михайлов, Андрей Ковзель, Александр Коробов, Илона Литвиненко, Наталья Пивоварова

Продолжительность 1 ч. 05 мин.
Возрастная категория 18+
Для меня «Лондон» – это история об инициации, о превращении героя, о прохождении его через серьезное испытание. Здесь мы вступаем во взаимодействие с мифологической, архетипической составляющей сюжета. Отсюда возникают отсылки к античности во внешнем виде героя, он становится своеобразным Одиссеем, отправляющимся в большое путешествие, которое закончится трагическим открытием, переворачивающим его представление о самом себе и о мире, в котором он живет. Поэтому спектакль развивается в двух измерениях – с одной стороны, текст, нарратив, с другой, образный ряд, путешествие «туда и обратно». Очень важным моментом в работе над спектаклем стала необходимость не скатиться не только в снобизм по отношению к главному герою, но и в пафосную песнь о родине. Эта история не о патриотизме, а о космополитизме, о человеке мира. На этом настаивает и автор текста Максим Досько. Любовь к родине – сложнейшее, не поддающееся четким формулировкам чувство. В этом контексте начинает работать мой собственный опыт: два с половиной года назад я переехал из Новосибирска в Москву, испытал этот отрыв от родного места. Подобное испытание действительно можно сравнить с выходом в открытый космос, с попаданием в зону тотального одиночества. В финале герой возвращается на родину и снова оказывается в мире, в котором он «часть целого», а не «кусок лишнего». Но опыт, который он приобрел, уже нельзя нивелировать, он останется с ним навсегда. Теперь Гена одновременно самый счастливый и самый одинокий в мире человек. Как и каждый из нас. И это не плохо, и не хорошо – это данность.
Сергей Чехов
Пьеса Максима Досько про сантехника Гену, впервые выехавшего из своего маленького Ракова в Лондон и тут же ощутившего там острую тоску по родине, прочитана режиссером Чеховым со здоровой иронией. О лондонских мытарствах героя зрителю с комической торжественностью рассказывает Хор – четыре актера на котурнах. Однако сам Гена, обнаженный, словно античный герой, переживает на глазах зрителей тяжелейшую внутреннюю борьбу, панику, доводящую его страдающее тело до дрожи и судорог. Смешная побасенка о сантехнике в Лондоне вырастает в театральное эссе об антропологии модернизации, об инстинктивном страхе разорвать связь с традиционным обществом и принять многообразие мира.

газета «Коммерсант»

Строен, красив «Лондон» с его античным «хором» из молодых парней и девушек в черных майках и на смешных «котурнах». Этот «хор» повествует совсем не античным слогом о грязной сантехнической работе героя Гены, проговаривает его смутные представления о столице британского государства, а также приступы тоски по своей дыре, испытанные на цивилизованной чужбине. Сам же Гена, обнаженный, с ног до головы вымазанный в серой глине, будто Прометей, прикован к белоснежной стене красной пуповиной-канатом, какими обычно загораживают путь в запретные места. Этот контраст простого текста с аскетичным, стильным пространством и «древнегреческой» формой повествования дает одновременно и иронический эффект, и некий философский объем. О связях современного маленького человека со своей малой родиной и со всем миром, о флюсах и диспропорциях этих связей рассказано по-настоящему театрально, но с отменным чувством меры и вкуса.
«Петербургский театральный журнал», блог
В спектакле «Лондон» режиссер Сергей Чехов исследует сюжет о том, как в наивном обывательском сознании волей случая запускается механизм рефлексии. Буквально – экзистенциальный прорыв от tabula rasa к опыту самоанализа.
Белорусский сантехник Гена совершает ментальный скачок наедине с самим собой: совершенно неожиданно он впервые отправляется за границу – и не куда-нибудь, а в столицу Великобритании. Комментирует его трип своего рода Хор – в черных майках с надписью «гена», на модных котурнах, с замысловатым нуар-гримом. Монтируя чтецкий способ существования стильной четверки с яркой визуализацией внутреннего пути героя, режиссер создает новый эпос, «Одиссею» постсоветского герметичного сознания. Проблема в том, что оно никак не желает оторваться от прошлого, хотя космос находится на расстоянии вытянутой руки.
Ироничной интонацией режиссер вовлекает в сюжет путешествия не только героя, попавшего в Лондон, как будто на другую планету, но и каждого, кто пытается сдвинуться с привычной точки, прыгнуть в новое измерение самого себя.

Оксана Ефременко

На странице использованы фотографии Фрола Подлесного