Театральная компания ЗМ

Река Потудань

Театр драмы им. А.С. Пушкина, Псков
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая женская роль второго плана» (Илона Гончар), «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Яковлев, Юрий Новохижин)
по Андрею Платонову

Режиссер: Сергей Чехов
Художник: Анастасия Юдина
Композитор и саунд-дизайнер: Владимир Бочаров

Артисты: Юрий Новохижин, Надежда Чепайкина, Виктор Яковлев, Илона Гончар, Денис Золотарев

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
Они не персонажи повести Платонова, это не Люба, Никита, отец Никиты, – их как таковых никто не играет. Мы разбираемся в категориях платоновского мифа. Есть четыре структурные составляющие этого мифа. И вот артисты и реализуют эти составляющие. Есть Герой, есть Смерть, то есть представитель мира мертвых, есть Жизнь, она же любовь, представитель мира живых. И есть своеобразный Абсолют, она же Река – мифологическая граница между миром мертвых и миром живых. Мы исследуем текст Платонова, мы исследуем себя, пытаемся разобраться в том, в какой позиции находится сейчас человек, наш мир. Возникает безвременное пространство, в котором мы либо еще не умерли, но уже не живы, либо, наоборот, еще не воскресли, но уже не мертвы.
Сергей Чехов
Сергей Чехов воспроизвел на сцене ситуацию лимба: зоны между смертью и рождением души. Его подтолкнул к этому сам рассказ Платонова с его тревожной, загадочной фабулой: герой оказывается в пространстве мифа и через ритуал инициации приходит к встрече с самим собой. Павильон на Камерной сцене выстроен как зона отдыха в больнице или доме престарелых и только на первый взгляд кажется бытовым: постепенно зритель осознает его метафизический размер. Персонажи спектакля сидят в креслах – точно в прострации или забвении: лишенные речи. Лишь постепенно мы начнем распознавать в них отдаленные связи с платоновским сюжетом. Вода из ниши проникает на больничный пол и в сознание зрителя, становясь мифической рекой забвения.
«Российская газета»
Действие рассказа Андрея Платонова перенесено режиссером и художником в дом престарелых. Здесь, в узнаваемо стерильном пространстве разворачивается драма вожделения и бессилия, в которую вовлечены трое пожилых постояльцев и молодая медсестра. Впрочем, возможно, происходящее лишь снится одному из них или возникает как проекция бессознательных желаний другого. Вызывающе телесный визуальный ряд и лишенная эмоций аудиодорожка принципиально разведены, они взаимодействуют лишь по касательной, приглашая каждого зрителя выстраивать собственные ассоциативные ряды. Звучащий в записи текст рассказа о Никите и Любе убаюкивает богатством обертонов, мягкими голосовыми модуляциями. А на экране тревожно пульсируют то губы, то глаза, то гортань, транслируя красоту и беззащитность человеческой плоти. Актеры на сцене не произносят ни звука, существуя в жесткой партитуре пластического театра. Но интенсивность физического присутствия, телесная экспрессия народных и заслуженных артистов оказывается красноречивее любых слов, заставляя увидеть в «Реке» прежде всего поток навязчивых, разрушительных желаний. «Вы теперь не забудете меня? Нет, мне больше некого помнить», – никогда ранее этот диалог не таил в себе столько опасности.

Юлия Клейман

На странице использованы фотографии Андрея Кокшарова