Театральная компания ЗМ
Илья Демуцкий

Нуреев

Большой театр, Москва
Премия «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая мужская роль» (Вячеслав Лопатин) Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Денис Савин, Владислав Лантратов)
балет в 2-х действиях

Либретто, постановка и сценография: Кирилл Серебренников
Хореограф-постановщик: Юрий Посохов
Дирижер-постановщик: Антон Гришанин
Художник по костюмам: Елена Зайцева
Художник по свету: Александр Сиваев
Художник видеопроекции: Сергей Рылко
Главный хормейстер: Валерий Борисов

Артисты: Владислав Лантратов, Игорь Верник, Вячеслав Лопатин, Екатерина Шипулина, Дарья Бочкова, Денис Савин, Кристина Кретова, Светлана Шилова, Марат Гали, Владимир Магомадов, Ян Годовский

В спектакле принимают участие артисты хора и мимического ансамбля Большого театра

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
Полнометражный балет – нечасто встречающаяся вещь, преобладает минимализм. Но Юрий Посохов меня сразу попросил, чтобы никакого минимализма не было, потому что он от него устал. Чтобы была музыка с эмоциями, кульминациями, дыханием, чтобы прямо рвало душу. Передо мной стояла задача воссоздать языком оркестра разные периоды жизни Нуреева, но это не винегрет, все драматургически обосновано.
Илья Демуцкий
Мы не хотим документальности, чем дальше от нее уйдем, тем будет правильнее. Мне сложно передать на словах форму нашего спектакля – это не балет в том понимании, к которому привыкли в России. Мы соединяем танец, драму, оперу. Спектакль состоит из событий-вспышек. Все выражается через обобщенные образы, которые, как нам кажется, подходят этому фантастическому танцовщику.
Юрий Посохов
Нуреев – это фигура, в которой сошлись все возможные противоречия. Причем не только личностные, а вообще противоречия эпохи. Все, что можно было получить в XX веке, он получил. Все, что можно потерять, – потерял. Это спектакль про бесконечное стремление к красоте, губительное стремление к красоте, поиск свободы через красоту. И про иллюзии и разочарования, с этим связанные.

Кирилл Серебренников

Хореограф Посохов сотворил чудо: отказавшись от самопрезентации, он по-пастернаковски впал в еретическую простоту. Хореография «Нуреева», основанная на образцово-академических па (самых подходящих для героя, чей мировой триумф обеспечило именно классическое наследие), как дыхание. Она кажется незаметной, поскольку все эти арабески-пируэты переполнены напряженным психологизмом, доминирующим над каждым па.
И уж совершенно грандиозной выглядит массовая балетная сцена (восемь пар корифеев, четыре пары солистов и Нуреев), которая мистическим образом отражает разом и величие классического искусства Нуреева, и его рутинность. В музыке, переплетаясь и трансформируясь, звучат темы всех балетов Чайковского, сменяют друг друга балерины (все в одинаковых черных пачках и на одно лицо), их партнеры-«Нуреевы» отличаются лишь телосложением и колетами, а главный герой, то меняя костюмы, то врываясь в сложные пространственные композиции, оказывается рабом своей всепожирающей жажды танца, заставлявшей его давать по 300 спектаклей в год.

газета «Коммерсант»

На странице использованы фотографии Дамира Юсупова