Театральная компания ЗМ

Сад

Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Любовь Бирюкова)
по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад»

Режиссер: Александр Янушкевич
Художник: Татьяна Нерсисян
Композитор: Александр Литвиновский
Педагог-хореограф: Александр Козин
Художник по свету: Дмитрий Бабкин
Музыкальное оформление: Дмитрий Гаврилов

Артисты: Любовь Бирюкова, Ирина Будникова, Марина Збуржинская, Алексей Белов, Дмитрий Будников, Владислав Тимнин, Наталья Васильева, Татьяна Мацкевич, Олег Романов, Екатерина Швецова, Леонид Прокофьев, Антон Верещагин, Олег Романов, Екатерина Андреева, Светлана Романова

Продолжительность 1 ч. 50 мин.
Возрастная категория 18+
Мы взяли артистов и надели на них маски. Графически мы старались уничтожить плоть. Артисты произносят текст, взаимодействуют друг с другом, но по законам театра кукол. Это эксперимент: здесь много пластики, работы с маской. Пьеса на самом деле не длинная. Она самая короткая у Чехова, сбитая, цельная, очень хорошая. Предсмертная. Там есть тема одиночества: никто никого не слышит, все разговаривают только о себе. Это общество глухонемых эгоистов – все как в жизни.
Александр Янушкевич, интервью ИА «Республика Карелия»
«Сад» формирует специфичный образный ряд. Ритмичный. Очень плотный. Выстроенный на ярких чистых красках и четких контурах объемов. Но буквально одно мгновение, и все исчезает. Сцена превращается в монохромную стену. Мрачновато сказочную и пронзительно гротескную.
интернет-издание «Столица на Onego.ru»
Эстетика Янушкевича отчасти близка мейерхольдовской. Режиссер отказывается от жизнеподобия в пользу сверхжизненности, свойственной символистскому театру. Вместе с тем, даже и это сравнение оборачивается в представлении игрой, шуткой. Здесь как будто ничего не происходит всерьез, многоуважаемый шкаф оборачивается шкафом из анекдота про любовника, лиричное воспоминание Раневской о маме – пародией на шекспировскую цитату. Милейший Фирс, по которому плакали обычно в конце пьесы Чехова, здесь с самого начала не жилец, а какое-то инфернальное существо. Трансформации Фирса стоят всех фокусов Шарлотты Ивановны. Фирс играет одновременно несколько планов: и собственно персонажа Чехова, лакея-клоуна, и актера на роли «кушать подано», демонстрируя возможности этой роли второго плана. Неожиданный и прекрасный финал этой комедии : встреча с Невестой (Коломбиной, Смертью) прокручивается за минуту – здесь вообще все быстро и парадоксально.

ИА «Республика Карелия»

Драматургия Чехова в театре кукол – отнюдь не редкость. Но спектакль режиссера Александра Янушкевича принадлежит к тем редким событиям, в которых грань между театральными жанрами полностью стирается. Пьеса «Вишневый сад» стала основой и поводом для уникального сценического действия. Здесь нет кукол в привычном их понимании. Здесь люди-актеры играют кукол, которые, в свою очередь, играют людей. Такой вот непростой ход, дающий отличные результаты. Имение Раневской, представленное в виде картонного дома с прорезями окон и дверей, постепенно съеживается, уменьшается, словно шагреневая кожа, пока не останется на его месте подобие надгробного памятника прежней жизни. В этом спектакле использованы, кажется, все приемы театра кукол: игра с предметами, маски, теневой театр, черный кабинет, ширмы и прочее. А хулиганское, гротесковое, фарсовое действие в финале выходит на внятную трагедийную коду. И этот синтез комедиантства и трагедии высекает искру живого и актуального театра.

Ирина Алпатова