Театральная компания ЗМ

Деликатес. Удмуртская история преступлений

Молодежный театр «Les Partisans», Ижевск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2019 года
на основе документальной пьесы Миши Соловьева

Режиссер, сценограф: Павел Зорин
Медиа-художник: Святослав Соколов

Артисты: Мария Андреева, Инге Зорина, Александр Сунцов, Герман Суслов, Валерий Златкис, Ксения Суслова, Нелли Лесс, Мария Трошкина, Александр Шкляев

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 18+
Каждое лето перед открытием театрального сезона мы с труппой уезжаем на опен-эйр в Зуевы ключи – самую южную точку Удмуртии. Там несколько дней живем в палатках, готовим на костре, читаем друг другу лекции, проводим тренинги и ставим театральные эскизы. Вот на одном из опен-эйров ребята предложили идею спектакля «Деликатес». Первоначальным импульсом послужили треш-новости из криминальной хроники. Для развития идеи мы обратились к нашему местному драматургу Мише Соловьеву, ученику Школы удмуртской драматургии, в которой преподает Валерий Шергин. Миша работает следователем в пригороде Ижевска и знает о таком не понаслышке. Получилось так, что мы буквально заказали ему пьесу на волнующую тему. Миша воспользовался служебным положением, взял документальные материалы настоящих уголовных дел и очень талантливо сделал все, как мы просили, а еще добавил туда свою личную историю, как он молодым парнем с красным дипломом сразу после университета пришел работать криминалистом и что из этого получилось.
Павел Зорин
Даже ничего не зная об авторе пьесы, которую разыгрывает команда театра «Les Partisans», понимаешь, что в ней необычная оптика. Спектакль выглядит как множество допросов и следственных мероприятий с участием разнообразных несимпатичных индивидов, представленных нам этакими уродливыми театральными масками – кривыми, косыми, шепелявыми. Только допрос ведет безликий компьютерный манекен с электронным голосом, робот-следователь, изображение которого проецируется на занавес. Дело за делом этот искусственный разум пытается разобраться в мотивах удмуртских преступников, найти в них хоть какую-то сложность, и каждый раз терпит фиаско, ибо поводом для жестокого убийства мужа, жены или хорошего друга может стать, например, опрометчиво съеденный хозяйский деликатес – крабовая палочка. От истории к истории герои не рефлексируют, никак не развиваются, и уже кажется, что драматургия спектакля линейна. Но как следователь не видит в допрашиваемых признаков высшей нервной деятельности, так и мы в зрительном зале не воспринимаем следователя как человека, не ждем никаких изменений в нем. Но вдруг, неожиданно, обезличенная вопрошающая голограмма превращается в человеческое лицо с гримасой отчаяния. Это его история, его картина профессионального выгорания, случившегося от постоянных встреч с обыденным, тупым и бессмысленным злом, без причин и мотивов, таким вот необъяснимым злом: «Зачем убили?» – «Да так просто».
«Петербургский театральный журнал», блог
Белый экран, несколько молодых «партизан» в белом, качающий бит и забористые диалоги прямиком с социального дна. Это веселый спектакль про кромешный мрак российской повседневности глазами следователя-криминалиста, коим является автор документальной пьесы Миша Соловьев. Некоторые эпизоды настолько отчетливо напоминают самые топорные эпизоды сериала «Фарго», что невольно закрадывается сомнение: а не выдумано ли все это. Но нет – жизнь жестче.

Алексей Киселев

На странице использованы фотографии Александра Шкляева