ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

ДЕМОКРАТИЗМ КАК ПРИНЦИП И ЦЕННОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ

Выездная сессия ежегодной Конференции менеджмента театральных фестивалей
13 и 14 ноября 2019 г.

Новая сцена Александринского театра

Институт театра. Образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска»
Международная театральная олимпиада 2019

Совместно с Александринским театром



Участники:
  • Саид Асади Международный театральный фестиваль «Фаджр» (FITF), Иран
  • Андерс Бейер Бергенский международный фестиваль, Норвегия
  • Марк Болл Манчестерский международный фестиваль (MIF), Великобритания
  • Мартине Денвальд фестиваль Theaterformen, Германия
  • Штефани Карп Ruhrtriennale, Германия
  • Евгения Колесникова Международный театральный фестиваль в Сан-Пауло (MITsp), Бразилия
  • Гаурав Крипалани Сингапурский международный фестиваль искусств (SIFA), Сингапур
  • Гундега Лайвина Международный фестиваль современного театра Homo Novus, Латвийский институт нового театра (NTIL), Латвия
  • Хироми Маруока TPAM форум перформативных видов искусства в Иокогаме, Центр арт-коммуникации Тихоокеанского региона (PARC), Япония
  • Фу Куен Танг Фестиваль искусств в Тайбее, Тайвань, Китай
  • Сепер Шарифзаде NH театральное агентство, Иран
  • Офелия Ядаи Хуанг Шанхайский центр драматического искусства и Шанхайский международный театральный фестиваль ACT, Китай
  • Екатерина Якимова Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», Россия

Куратор и модератор Конференции – Антон Флеров, куратор программ Института театра
Модератор - Юлия Клейман
 



Конференция фестивального театрального менеджмента была инициирована два года назад Институтом театра как ответ на развивающиеся международное сотрудничество театральных фестивалей. Конференция призвана стать площадкой для регулярного общения и обмена опытом административного и художественного менеджмента театральных фестивалей. Конференция проходит ежегодно весной в Москве, находящейся на перекрестке глобальных культурных процессов, и уже стала важным событием, которое содействует развитию международного фестивального движения.

Конференция в большей степени адресована профессионалам в области театра. Она собирает директоров, художественных руководителей, старших кураторов театральных фестивалей и фестивалей исполнительских искусств. Дискуссии в рамках Конференции в основном посвящены профессиональным вопросам и проблемам (планирование, тайминг, договорные отношения, страновые риски, логистика, техническое обеспечение, площадки для проведения мероприятий и т.д.). Различные форматы, социальные и политические контексты, бизнес-стратегии и разная аудитория фестивалей предполагают различные подходы к решению одних и тех же проблем и, таким образом, дают пищу для профессионального разговора и плодотворной дискуссии.
Профессиональный, даже «технический» характер дискуссий на Конференции оставляет мало возможностей для рассмотрения основных ценностей и принципов фестивального движения, которые обеспечивают продуктивность общения. Эти ценности разделяют все, и именно они делают фестивали такими важными художественными явлениями. Об этих ценностях и принципах нужно говорить, и фестивали должны играть свою роль в развитии искусства и общества, как культурные производители и социальные агенты.

Одним из таких определяющих принципов является фундаментально демократический характер фестивалей. Фестивали нацелены на продвижение новых форм и форматов театра, новых жанров и эстетик, самых неожиданных и невозможных коллабораций (также, как и самых ожидаемых), имеют возможность отклоняться от доминирующих форм и тенденций художественного рынка и политических идеологий, культивируют гостеприимную атмосферу и партиципаторный характер. Эта открытость фестивалей не приносит результатов, если она не основывается на коллективном усилии художников, менеджеров и аудитории.

Фестивали, особенно новейшие формы программирования фестивалей, дают пример искусства на основе солидарности и сотрудничества. Принципы демократии становятся смыслообразующими для фестивалей. Открытость художественного процесса и взаимозависимость его участников исключают дискриминацию, любые формы художественного и политического фундаментализма. Фестивали стали лучшими агентами по продвижению искусства меньшинств. Даже граница между «высоким» и массовым искусством постоянно подвергается сомнению, потому что фестиваль по своей природе является праздничным событием и поводом для того, чтобы быть вместе. Это чувство единства не исключает противоречий, различных точек зрения, разных мировоззрений, не растворяет все в обобщенной и унифицированной массе. Фестиваль – это место для непримиримого, но не враждебного, основанного на аргументах и взаимном уважении диалога.



13 ноября 2019 г.

12.00–21.00
Площадки Новой сцены Александринского театра

Серия публичных лекций, семинаров и мастер-классов участников Выездной сессии Конференции об организации и программировании международных фестивалей.


12.00–13.30
Евгения Колесникова: MITsp: международный фестиваль по-бразильски

Черный зал

Гундега Лайвина: От здания к пространству совместности

Медиацентр


13.30–15.00
Фу Куен Танг: Программирование Фестиваля искусств в Тайбее

Черный зал


Хироми Маруока: TPAM, новая модель между фестивалем и рынком

Медиацентр


15.00–16.30
Мартине Денвальд: Солидарное действие. О деколониальных и антидискриминационных практиках для фестивалей

Черный зал


Андерс Бейер: Искусство переопределения фестиваля

Медиацентр



16.30–18.00

Екатерина Якимова: Как сделать фестиваль искусств. На примере фестиваля «Территория»

Черный зал



Гаурав Крипалани: Искусство в молодой демократии – история Сингапура

Медиацентр



18.00–19.30
Офелия Хуанг: ACT Шанхай: фестиваль, театр и город

Черный зал



Саид Асади: Новые горизонты для национальных и международных фестивалей в Иране: возможности и вызовы

Сепер Шарифзаде: Изменяя фестиваль в Иране с учетом культурных и региональных факторов

Медиацентр


19.30–21.00
Марк Болл: Фестивали для будущего

Черный зал

Штефани Карп: Может ли искусство изменить социальную среду? Программирование Ruhrtriennale

Медиацентр



14 ноября 2019 г.

14.00–18.00

Фойе Новой сцены Александринского театра


Дискуссия участников Выездной сессии Конференции менеджмента театральных фестивалей

Практики и механизмы реализации принципов демократизма при организации фестивалей.

Темы для обсуждения:

● Фестиваль как европейское изобретение и его географические и культурные ограничения;

● Театральный фестиваль между глобальным рынком и локальным контекстом;

● Место проведения фестивальная– как ограничение и как возможность;

● Опасность колониального подхода при программировании театрального фестиваля;

● Элитарность фестивальной театральной продукции;

● Размывание жанровых границ как цель театрального фестиваля;

● Изменение критериев профессионализма в современном театре;

● Партиципаторные практики фестивалей;

● Программирование фестиваля на базе местных сообществ;

● Фестиваль как общая ценность и возможность ее обсуждения и пересмотра