Театральная компания ЗМ

Сосед

«театр post», Санкт-Петербург
работа драматурга (Павел Пряжко)

Участник Long List 2020
Над спектаклем работали: Ксения Волкова, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Коробков, Иван Николаев, Алена Старостина

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 12+
«Сосед», возможно, самый смешной спектакль Дмитрия Волкострелова – спектакль, работающий с повседневностью и повседневность же дезавуирующий. На входе зрителей встречает выставка артефактов садово-дачного хозяйства. Предметы (кастрюли, ведра, мусорные пакеты) аккуратно разложены в витринах и подписаны цитатами из пьесы. Все они хоть раз, да упоминаются в тексте Пряжко. В зале места поделены на сектора – разнонаправленные, так что единого «угла зрения» тут нет. К белому полу возле каждого сектора приклеены ярлыки с латинскими названиями картошки, капусты, морковки и свеклы: все мы оказываемся растущими на грядках и все – подписанными, маркированными. Этот сценографический ход – первое, что остраняет псевдобытовой поток жизни, поданный без рефлексии и страданий, без ярких интонационных отточий.
интернет-издание «Colta»
Вещный мир пьесы воспроизведен со скрупулезной точностью, вплоть до новой спецодежды с заводским логотипом. Но никто не использует предметы по назначению. В сцене стрижки Иван Николаев держит в руке включенный триммер фирмы «Philips», но даже не имитирует стрижку, а произносит текст, поворачиваясь к своему партнеру боком или спиной. В другой сцене герои по очереди «чистят картошку», сидя перед аутентичным жестяным ведром с ножом в руках. Но картошки в ведре нет, актеры воспроизводят простое физическое действие. В сценическом существовании, как и в тексте, подлинность сталкивается с симуляцией, насыщенность оборачивается пустотой. Пустота, повседневность, простые действия – спектакль «Сосед» представляет еще одно исследование тех явлений, к которым постоянно обращаются и Павел Пряжко, и «театр post». В конце зрителям раздают программки спектакля. Это своеобразный каталог выставки, которую мы видели в начале: фотографии тех же предметов, но снятых уже в «естественных», дачных условиях – на фоне весеннего леса, тающих сугробов, падающих лучей солнца. И может быть, это как раз тот случай, когда пустота, обыденность, повседневное течение жизни оказываются самым содержательным, что вообще есть в мире.
«Петербургский театральный журнал», блог
«Сосед», как и другие спектакли «театра post» по текстам Павла Пряжко, концентрируется на незначительных подробностях обыденной жизни. Дачник дядя Коля беспрестанно рассказывает своему молодому соседу Паше о жене, родственниках, кастрюлях, рассаде, заборе и холодном оружии. Более того, он просит постричь его электрической машинкой и почистить картошку для обеда. Незадачливый юноша не успевает сделать и полшага к собственной даче, а на него уже сыплется новый ворох фактов соседской биографии и список неотложных заданий. Сам по себе забавный рассказ в стиле «глухого диалога» о бытовом вампиризме и пожирании чужого времени мог бы остаться абсурдистской историей без очевидных перипетий. Однако драматург, а вслед за ним и постановщики, меняет привычный для себя принцип строения сюжета и переворачивает ситуацию. Молчаливое соглашательство соседа детонирует событием, и из хмыкающих адептов постдрамы мы превращаемся в хохочущих зрителей почти классической комедии. Появление события в пьесе становится настоящим событием в жизни «театра post» – и его стоит увидеть.

Оксана Ефременко

На странице использованы фотографии Ярославны Ефимовой