Театральная компания ЗМ

Ревизор

Театр «Суббота», Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2020 года
Участник Long List 2020
невольное прочтение Николая Гоголя

Сценическая композиция и постановка: Андрей Сидельников
Сценография: Николай Слободяник
Художник по костюмам: Мария Смирнова-Несвицкая
Музыкальное оформление: Анатолий Гонье

Артисты: Максим Крупский, Оксана Сырцова, Снежана Соколова, Дмитрий Шайгарданов, Алексей Белозерцев, Владимир Шабельников, Владимир Абрамов, Иван Байкалов, Григорий Сергеенко, Владислав Демьяненко, Артем Лисач, Анастасия Резункова, Марина Конюшко, Софья Андреева, Андрей Шаповал, Григорий Татаренко

Продолжительность 2 ч. 45 мин.
Возрастная категория 16+
В «Ревизоре» я услышал наше время. Не только в главном, но и в деталях. Все очень похоже на нашу действительность. Чиновники и обычные люди слишком далеки друг от друга, между нами пропасть. Поэтому в спектакле современные костюмы, микрофоны, баннеры, а текст – Гоголя. Конечно, перенося классику в сегодняшний день, мы рисковали стать псевдоактуальными, но мне было важно завязать диалог между сценой и залом, зацепить публику, чтобы зрители перестали смотреть на текст «Ревизора» глазами школьников, а начали думать, может быть, даже сопротивляться, не соглашаться – воспринимать его как современную пьесу о нас. И, конечно, два слова, которые мне помогали: Смех и Страх. Смех – как же все это похоже на нашу жизнь, и страх, что каждый из нас может стать человеком, за которым придут.
Андрей Сидельников
Изобретательное, игровое, острое, иногда «капустное», иногда китчевое, с удовольствием сочиненное командой театра «Суббота» действо, кажется, транслирует разнузданный, гедонистический дух эпохи уже ушедшей, злой, наглой и веселой, атмосферу места, где остановилось время, но где уже витает дух скорых перемен, угрозы, материализующейся в финале совсем не оттуда, откуда ее ждут (это еще один трюк с оборотничеством, но оставим его на сладкое тем, кто пока не видел спектакль). «Амбрэ» и «ряпушка», о которых мечтают Антон Иванович с Анной Андреевной на вершине своего торжества, – мечты не о власти, а о сладкой и безнаказанной жизни под крылом влиятельного зятя. Но возмездие не заставит себя ждать. И «Кабриолет» Любы Успенской мчит героев не в будущее, он оставляет их где-то в прошлом, на кладбище с помпезными памятниками «исполинам» былых времен.
«Петербургский театральный журнал», блог
Андрей Сидельников превращает комедию Гоголя в лихой фарс с острыми политическими шутками и карикатурными персонажами, которые очень узнаваемы. Время в российском городе N пусть и не застряло в 1990-х, но и не слишком изменилось: в ходу новые костюмы и мобильные телефоны, а отражения в зеркалах все те же. Дело происходит на пресс-конференции, где нужно держать марку, только когда включен микрофон, а в остальное время можно расслабить галстук и оттягиваться под блатные мелодии. Со свойственным им размахом чиновники-братки управляют жизнью провинциального местечка, а единственное, что может их напугать и вызвать уважение – окрик начальства из столиц. Но и к начальству можно попытаться найти подход… «Ревизор» театра «Суббота», с присущей ему густотой сатирических красок – в диапазоне от просветительского порицания до трэш-вакханалии современности, как нельзя лучше отражает всеобщий политический спектакль наших дней. Финал предсказуем, но от этого не менее эффектен.

Оксана Ефременко

На странице использованы фотографии Ксении Угольниковой