Театральная компания ЗМ
Жорж Бизе

Кармен пермь

Театр оперы и балета, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2006г.- «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника в музыкальном театре», «Лучшая мужская роль»(Сергей Перминов)
ЖЕНСКОЕМУЖСКОЕ

опера в 4-х действиях

Редакция Эрнест Гиро
Либретто Анри Мельяк, Людовик Галеви по новелле Проспера Мериме



Дирижер-постановщик Ара Карапетян

Режиссер-постановщик Георгий Исаакян

Хормейстер Александр Рыбнов

Художник-постановщик Вячеслав Окунев

Художник по свету Сергей Мартынов

Постановка танцев Юлия Трестер



Артисты: Надежда Бабинцева, Сергей Перминов, Владимир Тайсаев, Павел Брагин, Виктор Суховской, Олег Иванов, Михаил Родионов, Наталья Князева, Айсулу Хасанова, Лариса Келль, Екатерина Максимова, Михаил Тимашев, Иван Порошин



Продолжительность 3 ч. 30 мин.

Проект осуществлен при финансовой поддержке НК «Лукойл» и Фонда «Жемчужина Урала»




Первое, что нужно сделат, – отдавать себе отчет, что это французская опера французского композитора, написанная по мотивам французской новеллы и носит характер стилизации, это не настоящая Испания. К тому же русские переводы, сделанные в начале и середине XX века практически уничтожают испанский аромат и «горчинку», и французский диалог, игру слов, которая отсутствует в русском либретто. От событий XIX столетия, когда создавалась опера, нас в XXI веке отделяет не только расстояние, но и время. Четырехкратное отстранение от первоначального энергетического толчка делает всю ситуацию с «Кармен» очень странной, часто фальшивой, нелепой, пустой.

Настоящие энергетические потоки этого произведения лежат совершенно в другой плоскости – не в этнографии, а в области человеческих взаимоотношений, а еще точнее – в плоскости взаимоотношений между МУЖЧИНАМИ и ЖЕНЩИНАМИ, если можно довести это до крайней точки, в плоскости ВОЙНЫ МЕЖДУ ПОЛАМИ. И эта многотысячелетняя борьба мужского и женского пола за доминирование во взаимоотношениях, она нам кажется сегодня гораздо более важной, более интересной, чем выдуманная Испания с картонными апельсинами и корридами.

Исследуя партитуру, клавир, мы пытаемся проследить эту драму, эту борьбу, восхождение, а потом падение вниз в сложнейших взаимоотношениях между Хозе и Кармен, взятыми как крайние проявления мужского и женского. И это концентрированное проявление МУЖСКОГО в Хозе, концентрированное проявление ЖЕНСКОГО в Кармен, столкновение концентрированного мужского и женского начал и взрыв, который происходит между ними, это и есть главное, что составляет суть произведения.

Очень важен визуальный контекст спектакля. Театр всегда мыслит и строится метафорами.

Кармен – одна из величайших загадок в истории литературы и музыки, вообще в истории европейской культуры. «Зашифрованная» женщина Кармен, почему она такая мерцающая и такая непонятная в своих мотивациях и в своих поступках?

Издавна мужчина считался главенствующим началом, женщина – подчиненной его власти. Без женщины мир не мог бы существовать, поскольку она есть животворное начало. Странная двойственность европейской цивилизации: патриархальный культ мужчины и культ Богоматери. Эта двойственность – один из аспектов, который рассматривается в опере «Кармен». Поэтому персонаж под именем Кармен был нов, неожиданен, столь скандализировал публику при своем первом появлении.

Существует множество культурных ассоциаций, аллюзий о женщине, пожирающей свою добычу, о женщине-богомоле – целый коктейль из архетипических мифов. «Кармен» – это воплощенная власть женщины. Что делает Кармен? Она «поглощает» Хозе. Это представление о женщине как о неком таинственном космическом объекте, «черной дыре», которая поглощает все вокруг себя, с которой невозможно бороться – она слишком сильна, она магически притягательна. Первобытная, мощная, властная и разрушительная сила, которая заложена в женщине, она и является одной из определяющих тем в опере «Кармен».
Георгий Исаакян