ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Аламжи

Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева, Улан-Удэ
Номинации на Премию 2021

Драма / спектакль большой формы
работа режиссера (Артем Устинов)
работа художника (Ася Бубнова)
Бурятский эпос

Режиссер: Артем Устинов
Художник: Ася Бубнова
Хореограф: Анастасия Кадрулева
Композитор: Анастасия Дружинина
Аранжировка и запись инструментов: Юрий Банзаров

Артисты: Солбон Ендонов, Жажан Динганорбоева, Ада Ошорова, Ольга Ломбоева, Янжина Ринчинова, Зорикто Ринчинов, Биликто Дамбаев, Булат Самбилов, Надежда Мунконова, Болот Динганорбоев, Дарима Сангажапова, Людмила Дугарова, Баярто Ендонов Спектакль идет на бурятском языке с синхронным переводом

 

Продолжительность 2 ч. 20 мин.

Возрастная категория 12+
Это история о добре и зле, о жертве. Мы занимаемся не этнографией, а пытаемся сочинить свой мир, свою историю на основе эпоса. Для меня эпос – не трагедия и не комедия, а все сразу. И все одно в другое переходит без швов: поэзия, фарс, фэнтези, сказка… Сложно уловить нужную интонацию среди этого многообразия. Герои эпоса как будто уже знают, как трагически все закончится, и что они не в силах ничего изменить. Они существуют внутри истории, которую рассказывают вновь и вновь… И хочется ее остановить, переписать, вырулить к счастливому финалу, но нет, за нас уже все решили, и спорить с духами бесполезно. Но не бессмысленно – в этой борьбе за себя, за свой путь, свой выбор человек и становится личностью.
Артем Устинов
Это спектакль по бурятскому героическому эпосу «Аламжи Мэргэн», который был записан ученым Цыбеном Жамсарано от улигершина Елбона Шалбыкова в начале XX века. «Аламжи» в Бурятском театре драмы появился на свет из эскиза, созданного в рамках творческой лаборатории «Шэнэ буряад зүжэг» под руководством Олега Лоевского. Приглашенный режиссер из Москвы Артем Устинов соединил тысячелетний эпос с сегодняшним днем, создал на сцене эпическую фреску из многоголосья смыслов и образов – от сотворения мира и людей Богами-дарханами в небесной мастерской до взаимоотношения мира мертвых и мира живых. В спектакле «Аламжи» органично сочетаются воинская и брачная тематики, обширно представленные в эпосе, затрагивается тема продолжения рода, а также мистической связи между Аламжи и его сестрой Агуу Гоохон
интернет-издание «Байкал Daily»

Поставить национальный эпос «Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон» в Бурятском театре драмы поручили режиссеру Артему Устинову, для которого оказалось важным рассказать историю, понятную человеку любой культуры. Эскиз выпускали в художественном цехе театра, откуда на сцену пришли доски, гвозди, молотки, рубанки, металлические каркасы и другие материалы и конструкции. Подходящий антураж для мифологической картины мира, в которой боги творят людей, рыбы помогают героям, а сестра может заменить брата в его подвигах. Аламжи Мэргэн – богатырь, пострадавший от зависти дядьев. Те сначала отправили племянника на верную гибель к чудовищу, а когда Аламжи сумел победить 600-голового мангадхая, просто отравили его. Заменить воина, добыть ему невесту и воскресить героя пришлось сестре Аламжи – Агуй Гохон. Могущество персонажей эпоса представлено в спектакле простыми, но изобретательными средствами: если забить в узкую доску гвозди и повернуть остриями вперед – получится страшный мангадхай, если посадить несколько человек в длинный деревянный каркас – выйдет налим, «хан-повелитель 93 морей». При этом режиссеру важна человеческая природа героев, выраженная прежде всего в пластическом рисунке. Несмотря на приземленный предметный ряд, эпос рассказан как поэтическая история любви и зависти, ненависти и самопожертвования. Национальные инструменты, элементы обрядов, бурятское пение и звучащий со сцены текст, записанный в 1903 году, дают современному прочтению необходимую связь с традицией.


Ксения Аитова