ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Арсений Фарятьев, Антон Федоров

Королевство кривых

Татарский драматический театр, Альметьевск
Номинации на Премию 2021

Драма / спектакль большой формы
работа режиссера (Антон Федоров)
работа драматурга (Арсений Фарятьев)
работа драматурга (Антон Федоров)
женская роль (Лейсан Загидуллина)
женская роль второго плана (Мадина Гайнуллина)
мужская роль второго плана (Раушан Мухаметзянов)
Режиссер, художник: Антон Федоров
Пластическое оформление: Алина Мустаева
Художник по свету: Игорь Фомин

Артисты: Роза Салихова, Лейсан Загидуллина, Раушан Мухаметзянов, Мадина Гайнуллина, Динар Хуснутдинов, Диляра Ибатуллина, Энже Сайфутдинова, Гульназ Юсупова, Алсу Сибгатуллина, Лилия Загидуллина, Рафик Тагиров, Эдуард Латыпов, Ильсур Хаертдинов, Фаиль Сафиуллин, Назиля Гильфанова

Спектакль идет на татарском языке с синхронным переводом
 

Продолжительность 1 ч. 35 мин.

Возрастная категория 12+
Это сказка. Пусть с некими документальными подробностями, но все-таки сказка. В сказке обязательно кто-то боится кого-то или чего-то большого и ужасного. В сказке очень часто кто-то пропадает, и его всегда кто-то ищет. В нашей истории люди пропадают из списков. Список – это очень важный объект в спектакле, который и является тем самым сказочным дремучим лесом. Где границы этой сказки? Насколько далеко мы забрели в этот лес? Эти вопросы мы задавали себе чаще всего.
Антон Федоров
Это сон-воспоминание главной героини Оли (уже пожилой женщины), где она пытается найти своего потерянного друга. Она поступила в государственный университет, и казалось, что ничего не предвещает беды. Но именно там исчезает ее друг, который уже является студентом, и этот университет превращается в мрачное королевство, полное тайн. Университет, в котором происходит действие, одновременно ассоциируется с Хогвартсом и государством как системой, однако то и другое – составные части более сложного и одновременно более простого внутреннего сюжета.
журнал «Театр», блог

В 1963 году режиссер Александр Роу снял фильм «Королевство кривых зеркал» по повести Виталия Губарева. Вместо пародии на капитализм зрители увидели в нем историю о тотальной лжи как основе государственного устройства. В 2020 году режиссер Антон Федоров и драматург, пишущий под именем Арсений Фарятьев, сочиняют свою сказку, отталкиваясь от сюжета Губарева и Роу. Странную, мрачноватую сказку. В ней нет зеркального отражения Оли – Яло, зато есть Дима Варламов, которого потеряет и весь спектакль будет искать Оля Веденяпина. Она только что поступила в Московский университет (действие происходит в 1929-м – в год первого ареста писателя Варлама Шаламова, важной для спектакля фигуры, не зря герой носит созвучную фамилию). Университет  смахивает одновременно на Хогвартс и на ГУЛАГ. Он населен персонажами, напоминающими животных: по пластике и костюмам зритель может догадаться, что преподаватель похож на бизона, следователь – на ежа, а злословящие студентки – на голубей. В «Королевстве кривых зеркал» персонажи были названы именами животных, прочитанными задом наперед. Вот только в финале советской сказки злодеи благополучно обращались обратно в животных, а здесь щель в бетонной стене поглотит маленькую смелую Олю, попытавшуюся бороться с устройством системы. И побегут снизу вверх по стене фамилии репрессированных. Хэппи-энда в документальной сказке не будет – его, впрочем, с самого начала не обещают алюминиевые кастрюли, тяжелые пальто и темные платки, музыка Софии Губайдулиной и узнаваемая усатая фигура в углу.


Ксения Аитова


На странице использованы фотографии Татьяны Афониной