ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пиноккио. Переплыть море

Театр драмы, Рязань

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Роман Горбачев)

по Карло Коллоди
драма-маскарад в 1-м действии

Постановка, сценография, костюмы, музыкальное оформление: Луиза Гуарро
Художник по свету: Пако Суммонте

Артисты: Александр Зайцев, Андрей Блажилин, Роман Горбачев, Игорь Гордеев, Арсений Кудря, Полина Бабаева

Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+
Я писала инсценировку «Пиноккио», исходя из интуитивного восприятия героя, которое у меня было с детства, и осознавая, что все приключения Пиноккио – это игра с помощью этой самой деревянной игрушки. Я исходила из финала, в котором Пиноккио не превращается в живого мальчика из деревянной игрушки, а просыпается, будучи живым мальчиком из плоти и крови, и его игрушка помогает ему пережить все приключения, с ней он глубже осознает реальность.
Особое прочтение образа Пиноккио, в котором я обращалась к теории переходного объекта Дональда Винникотта, подчеркивает важность функции игры как для детей, так и для взрослых. Через просмотр фильма, театрального спектакля, чтение романов, через игровую вымышленную деятельность мы можем выйти за пределы личного опыта и пережить нападение убийц, борьбу, любовь будучи защищенным.
Луиза Гуарро
Пиноккио, не желающий ходить в школу и выполнять собственные обещания, в итоге не перевоспитывается, но научается подчиняться правилам, так как от этого зависит его выживание. Он учится не идти на поводу у собственных желаний: они приводят к смерти, если не твоей, то близких. Пиноккио выпускают из тюрьмы, как только он признает себя виновным и нечестным человеком: в этом немного кафкианском мире в тюрьме сидят только безвинные. Обучение в школе больше похоже на муштру в армии. Дидактика сказки – «учитесь, и будет вам счастье» – тут же оборачивается своей противоположностью. Но и встав в общий строй, маршируя с остальными персонажами, Пиноккио сохраняет индивидуальность. Режиссер пытается отрефлексировать весь мир в его сложности и противоречивости. Путь Пиноккио приводит его к постели умирающего отца. И только в этот момент тот Пиноккио, который рассказывал нам историю, остается один на один с собой, с уже не двигающимся отцом. Не о смерти как неизбежном итоге жизни, а о смерти как постоянном спутнике человека пытается нам сказать режиссер.
интернет-издание «Летающий критик»

Спектакль «Пиноккио. Переплыть море» итальянки Луизы Гуарро – психоделическая фантазия на тему «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди. Шкаф и кровать за мерцающим занавесом на огромной пустой сцене становятся порталами в бессознательное, в непроглядную тьму одинокой души. Человечек в белом бумажном колпаке и с длинным носом стремительно бежит, но остается на месте, не в силах преодолеть репрессивную фигуру отца, что снова и снова является в разных обличьях. Властный директор театра, коварный грабитель, жестокий дрессировщик – это все он же, добряк Джепетто. Фигура Пиноккио множится, как в зеркальном лабиринте, его размышления делегированы двойнику (Арсений Кудря), а колпак и нос надеты на каждого персонажа. Роман Горбачев играет не ребенка, но tabula rasa, одинаково послушно встающего в школьный строй  или следующего за кучером в Страну развлечений. Его действия направляет любой взрослый, что попадается на пути. Но где он сам? Можно ли нырнуть настолько глубоко, чтобы наконец обрести себя самого?


Юлия Клейман


На странице использованы фотографии Сергея Газетова