ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Идиот

Театр «Старый дом», Новосибирск
Номинации на Премию 2021

Драма / спектакль малой формы
работа режиссера (Андрей Прикотенко)
работа художника (Ольга Шаишмелашвили)
работа художника по костюмам (Ольга Шаишмелашвили)
работа художника по свету (Игорь Фомин)
женская роль (Альбина Лозовая)
женская роль (Анастасия Пантелеева)
мужская роль (Анатолий Григорьев)
женская роль второго плана (Наталья Серкова)
мужская роль второго плана (Тимофей Мамлин)
мужская роль второго плана (Ян Латышев)
по Федору Достоевскому

Режиссер: Андрей Прикотенко
Художник: Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету: Игорь Фомин
Видеохудожник: Константин Щепановский
Композитор: Александр Карпов
Хормейстер: Светлана Болгова
Креативный продюсер: Оксана Ефременко

Артисты: Анатолий Григорьев, Альбина Лозовая, Александр Вострухин, Лариса Чернобаева, Андрей Сенько, Анастасия Пантелеева, Софья Исупова, Ксения Войтенко, Наталья Немцева, Юрий Кораблин, Ян Латышев, Наталья Серкова, Евгения Варава, Александр Шарафутдинов, Халида Иванова, Тимофей Мамлин, Станислав Кочетков, Василий Байтенгер, Виталий Саянок


Продолжительность 3 ч. 50 мин.

Возрастная категория 18+
Нам нужно было найти героев Достоевского в нашей реальности, ответить на вопросы – что это за семейство Епанчиных, кто такая Настасья Филипповна и почему ее детство так активно обсуждается в романе? Кто такой Тоцкий, Терентьев, и почему с ним происходит то, что происходит? Следовало оживить вехи, которые есть в сюжете. Сюжет, кстати, как и все персонажи, остается. Просто текст перенесен в сегодняшний день. Наше время столь интересное и имеет такие законченные очертания эпохи, что мы можем взять любой классический сюжет, без труда поселить его в наши реалии и увидеть, как наша реальность благодушно открывается навстречу.
Андрей Прикотенко
Распахнутое пространство сцены «Старого дома», захватывая большую часть партера, представляет собой подобие «черного кабинета», но с зеркальными стенами, которые опоясаны металлическими фермами. Художник Ольга Шаишмелашвили, постоянный соавтор Андрея Прикотенко, создала ощущение множественных, «отзеркаленных» миров. Жутковато. Бесчеловечно. Человеку в этом пространстве некуда спрятаться. И все персонажи здесь препарируются, изучаются под пристальным взглядом режиссера. Главные герои и основные сюжетные линии романа оставлены, но помещены в сегодняшнюю реальность. И, как ни странно, они в этой новой для них действительности прекрасно освоились. Действие, несмотря на всю его взвинченность, нервность и страстность, разворачивается подробно, в течение четырех с половиной часов, с объемными кусками жизни.
журнал «Театр», блог

Представьте, что «Идиота» Достоевского решила взять в оборот корпорация Netflix. Что все роли играют актеры, наделенные поистине голливудским лоском. Что, отражаясь в темных зеркальных стенах, они кажутся сошедшими со страниц модного лукбука. Что текст романа полностью переписан современным языком, а за каждым словом есть жесткая психологическая мотивация. Располагая одной из лучших в России актерских трупп, театр «Старый дом» не боится сериальной протяженности: ведь «Идиот» – по-настоящему остросюжетный спектакль. Хрупкая, как фарфоровая статуэтка, и по-звериному яростная Альбина Лозовая играет в Настасье Филипповне боль растоптанного детства, и контакт с князем Мышкиным – Анатолием Григорьевым базируется на общей нежности к «Ну, погоди!». Вот только князь-интеллектуал не в силах совладать со своей физиологией (и это отнюдь не только эпилепсия), и уже разрушена жизнь другого подростка – Аглаи (Анастасия Пантелеева). Незадолго до финала Настасья Филипповна и Мышкин на мгновение застынут в мизансцене «пьета», но это отсылка скорее к Ким Ки Дуку, чем к Микеланджело: режиссера Андрея Прикотенко интересует не столько метафизика, сколько парадоксы человеческих характеров, запал страсти и предел слабости.


Юлия Клейман