ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Чернобыльская молитва

Никитинский театр, Воронеж
Номинации на Премию 2021

Драма / спектакль малой формы
работа режиссера (Дмитрий Егоров)
работа художника (Константин Соловьев)
по Светлане Алексиевич
хроника будущего

Режиссер: Дмитрий Егоров
Художник: Константин Соловьев
Режиссер мультимедиа: Наталья Наумова
Композитор: Настасья Хрущева
Художники по свету: Дмитрий Егоров, Константин Соловьев, Павел Миленин

Артисты: Татьяна Солошенко, Борис Алексеев, Марина Демьяненко, Светлана Медведева, Алексей Савин, Андрей Клочков, Илья Крылов, Сергей Кузнецов

Продолжительность 1 ч. 40 мин.

Возрастная категория 16+
Мы не углубляемся в причины аварии, нас интересуют последствия. Книга Алексиевич – большое количество человеческих историй, и их масштаб глобален. Но как же интересна судьба отдельно взятого человека. В ликвидации аварии участвовали более 600 человек, эту цифру сложно вообразить. Из судеб складывается общая картина. В спектакле заняты восемь актеров, и мне было важно, какие тексты попадают в артиста. У меня нет задачи довести зрителя до слез, в спектакле даже много юмора, правда, специфического. Это документальная постановка, которую я не стремился сделать трагедией. Есть авария, ликвидация и последствия, но я не хотел, чтобы оставалось ощущение ужаса.
Дмитрий Егоров
Лаконичный, умный, многоуровневый спектакль; не злоупотребляет сценическими эффектами, но за каждым режиссерским ходом – точно сформулированные смыслы; исполнен без малейшего наигрыша, которого почти невозможно избежать при инсценировке откровенных трагических монологов, собранных Алексиевич.
Молодые и буйные актеры Никитинского, вообще-то, любят яркий стиль, здесь же являют чудо деликатности; их владение бережной, приглушенной интонацией сродни музыке Настасьи Хрущевой – часто едва слышимой, незаметной, как радиация, но создающей мощнейшее напряжение; внутренний счетчик Гейгера зашкаливает. Надсадный крик спровоцировал бы защитную реакцию и циничное дистанцирование; эта музыка и эти свидетельства – вполголоса, и от них нельзя спрятаться.
интернет-портал «CoolConnections»

«Чернобыльская молитва» Дмитрия Егорова – инсценизация одноименной книги Светланы Алексиевич о Чернобыльской катастрофе, в ее основу легли интервью с очевидцами. На экране телевизора – документальные фильмы 1970–80-х о счастливых строителях счастливого будущего, на сцене – люди еще совсем молодые, но уже навсегда зараженные радиацией и брошенные равнодушным государством на произвол судьбы. Спектакль начинается в заряженной тревожным ожиданием темноте, каждый рассказчик – нельзя не отметить филигранную работу с текстом, проделанную артистами молодого Никитинского театра – находит для себя точечный, локальный источник света, но лиц все равно не видно. К финалу свет лупит в зрительный зал с задника-светящегося круга, со стен, с натянутых на сцене гирлянд. Правду о Чернобыле уже невозможно скрыть, вред людям и природе невозможно возместить, трусливое молчание чиновников невозможно простить. Проблематика «Чернобыльской молитвы» вписывается не только в локальный контекст, но и в международный, напоминая о резонансных сериалах «Чернобыль» и «Тьма», а ситуация пандемии лишний раз подчеркивает, что в отношениях человека и власти в нашей стране мало что меняется.


Юлия Клейман