ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Девочка со спичками

Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая работа актера» (Ольга ДрагуноваАся ГалимзяноваАнатолий Гущин)

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника»

по Гансу Христиану Андерсену

Режиссер-постановщик: Элина Сарно 
Куклы и сценография: Элина Сарно, Лаура Халланти 
Композитор: Роза Халме 
Художник по свету: Анастасия Пономарева

Артисты: Анатолий Гущин, Ренат Шавалиев, Ольга Драгунова, Ася Галимзянова

Продолжительность: 50 мин.
Возрастная категория 6+
10 лет назад я увидела сон, в котором одинокая девочка спала на темной улице. Я тогда училась на отделении театра кукол Академии искусств в городе Турку (Финляндия). И это сновидение привело меня к постановке дипломного спектакля по сказке Андерсена. Я очень благодарна петербургскому театру «Karlsson Haus» за совместную работу – за то, что наша сказочная героиня получила возможность снова увидеть звездное небо, что она обрела второй шанс на выживание. Мы идем за ней сквозь тьму в ожидании следующей короткой вспышки – то ли огня, то ли несбыточной мечты. Спичка за спичкой. Шаг за шагом. На пустой сцене в черном кабинете среди гигантских ног актеров ищет свой путь к людям маленькая театральная кукла, ведомая недюжинной волей к жизни. 
 
Элина Сарно
В спектакле «Девочка со спичками» нет новогодней ночи, а есть тихая, малоснежная зима – время умирания и замедления, время, чтобы сосредоточиться и подумать, время одиночества и слабенькой надежды на новую жизнь. Но мы знаем, что не все доживут. Это грустное знание пронизывает весь спектакль, и надо постараться не особо «привязываться» к кукольной девочке. У нее грустное, немного испачканное лицо, аккуратненькая маленькая голова с прямыми волосами. Холщевое чуть запыленное платье. Она похожа на тех чудесных немецких кукол, которых выставляют в витринах сказочно-заграничных магазинов под Рождество. Только этой игрушкой уже изрядно поиграли, переодели и потеряли на пустыре. 
За 50 минут сценического действия актеры успевают рассказать историю короткой, но удивительной жизни, вроде бы лишенной больших событий и грандиозных огорчений.
 
«Петербургский театральный журнал», блог
Ни смерть, ни одиночество, ни сиротство не являются сюжетом этого спектакля. Мир громаден, черно-бел, занесен снегом, а девочка со спичками такая крошечная, что едва достает до голенища сапога проходящего мимо дворника. Метла равнодушно метет, а девочка играет, отвлекаясь от горя на каждую красиво опускающуюся снежнику, играет с метлой, светом, снегом, ветром. Маленькие чудеса проваливаются сквозь пальцы огромного серого неуклюжего мира. Она – ребенок и она играет, потому что дети всегда играют, и свет этого тайного чуда льется из черного кабинета сцены. Это спектакль о свободе, такой большой и теплой, что ей можно долго греться. Видя в мусоре сказочный мир, в случайном – увлекательное, превращая его только лишь своим касанием в живое и важное, она, эта обыкновенная девочка, зажигает одну за одной спички, которые выхватывают в нашем воображении образы чистого счастья. Это и есть истинное волшебство, рождественское ли, иное ли – то доверие, с которым ребенок, вооруженный коробком спичек и фантазией, протягивает руки в черное пустое пространство. Естественная легкость сотворения мира.
Старинная крошечная кукла в черном кабинете оживает и оживляет мир вокруг. Артисты здесь не произносят ни слова, доверяя маленьким открытым кукольным ладоням.

Владислава Куприна

На странице использованы фотографии Анны Гилевой