Театральная компания ЗМ

Крот, который мечтал увидеть солнце

Театральная корпорация «Кот Вильям», Санкт-Петербург

Премия «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучшая работа режиссера»

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Илья Лисицын)

по одноименной сказке Александра Блинова

Режиссеры: Алексей Шульгач, Диана Разживайкина
Художественный руководитель постановки: Елена Морозова
Композитор: Алексей Чуканов
Художник: Мария Клочьева
Видеоанимация: Иван Прохорович
Текст песен: Даниил Рабинович
Художники по свету и звукорежиссеры: Сергей Бухарин, Павел Яковлев

Артисты: Илья Лисицын, Арсений Блинов, Михаил Абрамов

Продолжительность 45 мин.
Возрастная категория 6+
Зацепило название книги! Смешное, противоречивое, с правильным чувством юмора. Сразу было понятно – это наш автор! Это наша история! Так Крот плотно зарылся в наши головы. Команда у нас уже сформирована, с ней мы шагаем от первой премьеры. Обговорили, вдохновились и поехали...
Дело начало набирать обороты, состав тронулся. Актеров назначили, часть декораций уже была готова, реквизит собрали на скорую руку из картона и помчались, вот только совсем не в ту сторону. Рупоры, марши, лозунги, утопия в утопии утопает... Нам даже изготовили огромный рупор со встроенным светом. Чувствовали, что-то было не так. Поняли: от чего-то нужно отказаться, и мы отказались от актрисы (в начальной версии у нас была девочка в актерском составе). Ну, не выбрасывать же рупор?! (шутка).
Это мужская история! И тут в «уравнении» появился Лисицын. Илья долго не соглашался. Уговорами и обманами он надел робу шахтера и начал «рыть и копать».
Рецепт спектакля прост: космический автор, абсурдная история со счастливым концом, артисты мужчины-красавцы, художница, мужественно выдержавшая постоянный рост популяции Кротов в спектакле. Композитор, открывший ноту светлой грусти, художник по свету, поймавший дзен, и театр, который дал возможность всему этому случиться и с невозмутимым видом позволял нам искать, ошибаться и снова искать. Вот и всё.
А рупор остался и ведет в спектакле свою линию.
Все сложилось, а по-другому и быть не могло!
Алексей Шульгач и Диана Разживайкина
Одноименную сказку Александра Блинова режиссеры решают самым традиционным театральным приемом – с помощью трио рассказчиков. Абсурдный юмор ситуации заключается в том, что рассказчики эти – шахтеры, застрявшие в лифте шахты. Это, конечно, экзистенциальный лифт, ибо останавливается он в том культурном слое почвы, где хранятся сразу все сокровища мировой культуры от наскальных рисунков и теней до плоских и объемных скульптурных изображений.
Почему маленький черненький кротик отказывается вторить гимну кротиного рая и отправляется на поиски солнца? Что это за веселые рудокопы, демонстрирующие незаурядное владение самыми разными театральными техниками? Или это все про взрослое темное царство наше, лучом света в котором оказывается стремление ребенка к осуществлению невозможной мечты? Есть в этом спектакле та глубина смыслов, которая постепенно превращает родителя в зрителя – и это очень достойный уровень погружения.
Анна Иванова-Брашинская