Театральная компания ЗМ

Я не хочу это видеть

Театральная компания «Импресарио», Москва

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в эксперименте»

Создатели: Майя Магнат, Лиор Залмансон
Режиссер онлайн-версии: Федор Елютин

Артисты: Екатерина Шибаева, Алексей Розин, Алексей Любимов

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 18+
В спектакле мы хотим показать, что происходит за виртуальным занавесом фейсбука и других социальных сетей. Чем больше мы узнавали о модераторах контента во время создания спектакля, тем больше убеждались, что это история, о которой почти никто не знает. Что именно входит в их работу, каким принципам они должны следовать в принятии решений, какой контент нужно удалять, а какой можно оставить – это история о невидимых людях и невидимых правилах, которые управляют нашей онлайн-жизнью. Цель нашего перформанса – столкнуть зрителей с этой темой и поднять вопрос свободы информации, морали и эмпатии в онлайне.
Майя Магнат
В спектакле мы по сути сталкиваем участников с заявлением, что есть люди, которые должны видеть то, что вы сами видеть не хотите. Для некоторых зрителей это становится довольно нетривиальным опытом. Мы хотели показать ситуации, в которых модераторы контента должны принимать якобы объективные решения, однако сами ситуации не допускают объективности. Например, как определить, где неприемлемый контент, а где искусство? Для этого нам необходимо свести все условия в четкий регламент, и вместо того, чтобы проявлять больше здравого смысла, ограничить эту возможность, так же как и возможность получить новые знания и модели дискурса.
Лиор Залмансон
Изначально это был офлайновый документальный спектакль из Израиля, чем-то напоминающий работы Rimini Protokoll. Его создатели, Лиор Залмансон и Майя Магнат, взяли за основу обучающую презентацию для модераторов фейсбука, обнародованную в 2017 году газетой Guardian благодаря утечке внутренней информации компании. Зрители в спектакле становились как бы участниками тренинга, изучая, что можно, а чего нельзя публиковать в социальной сети.
Федор Елютин собирался создать в России франшизу израильской постановки, но из-за известных обстоятельств успел перевести ее в онлайн-формат. Так получилось даже лучше: каждый из участников (а их может быть до 500) получил право голоса и возможность выразить свою точку зрения на правила модерации, обменяться впечатлениями или личным опытом с соседями, а также испытать эффект присутствия и вовлеченности. В конечном итоге именно возможность соучастия, сопричастности, переводящая зрителя из положения стороннего наблюдателя в проактивный статус со-творца, кажется сегодня чуть ли не главным условием театральных проектов онлайн. В период всеобщей изоляции, нехватки общения, а также переизбытка визуальной информации, театр может восполнить этот дефицит человеческих контактов, создавая новые возможности и каналы для связи друг с другом.

журнал «Театр», блог