

Широта
Театр музыки, драмы и комедии, НовоуральскНоминации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в эксперименте»
Режиссер: Александр Артемов
Композитор: Настасья Хрущева
Дирижер-постановщик: Вячеслав Петушков
Хормейстер-постановщик: Евгения Решетникова
Автор видеоконтента: Евгений Недокушев
Артисты оркестра: Эльвира Сагирова, Роман Юрлов, Юлия Арабаджи, Инна Порошина, Виктория Рузан, Мария Левицких, Наталья Ямалдинова, Мария Балакина, Ирина Прокопенко, Светлана Новикова, Ирина Кузнецова, Виктория Исабекян, Елена Воронова, Ольга Овчарова, Михаил Куликов Людмила Скорб, Олег Чистяков, Анна Орехова, Левон Рузан, Татьяна Промышленникова, Юрий Шигапов, Николай Чечнев, Александр Балакин, Елена Пхайко, Владимир Попов, Вадим Павельев, Кристина Рябова
Артисты хора: Александр Усталов, Екатерина Усталова, Александр Черевченко, Кира Гарбовская, Регина Павельева, Екатерина Черепанова, Лариса Тарасова, Любовь Будилова, Екатерина Кочкина, Олег Раковский, Евгений Чергинец, Всеволод Шишкин, Игорь Филиппов, Евгений Никитин, Людмила Можняк, Оксана Томилова
Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 16+
Режиссер Александр Артемов в своих спектаклях последовательно и не первый год превращает в музыку то, что по привычке музыкой не кажется (композитор - Настасья Хрущева). Буквы алфавита, намертво засевшие в памяти цепочки фраз и старых ритмов, обрывки случайно услышанных в транспорте разговоров – любой сор может обернуться сокровищем. Преодоление обыденности и узости мышления – один из сюжетов «Широты».
В новом сочинении аранжированы и переосмыслены не только житейские истории с просторов интернет-форумов: в переплавку идет и жанр парадного советского пения, и официальные идиомы типа «родных просторов», и сами эти просторы, родные без кавычек, огромные уральские расстояния.
Из этой двойственности – размаха и мелочей, фольклорной обезличенности и личных интонаций – соткан спектакль. Его главные герои – музыканты, поочередно выходящие через зал на сцену, пока симфонический оркестр театра не соберется в полном составе, и медленное движение, фиксированные позы, обмены взглядами создают линии напряженности поверх и за пределами историй, рассказанных их голосами. Голоса эти звучат в записи и принадлежат уже не лично артистам оркестра, а спектаклю в целом. И когда все отведенное людям пространство заполнено, широта их общности выходит за пределы простой кумулятивности, перерождается, взрывается официальной, музыкально формализованной декларацией для хора и оркестра. В бодром рефрене завершающей спектакль кантаты «Ша! – Широта!» слышится одновременно удаль и призыв ее обуздать, по возможности – самостоятельно. И, начиная ему невольно подпевать, отчетливо осознаешь, в чем разница между страной и государством.
Татьяна Белова
Для музыкантов, которых зритель чаще всего не видит в оркестровой яме, этот спектакль стал своеобразным испытанием.
На протяжении действия постепенно – по атомам, по первоэлементам – собирается музыкальный и литературный русский код. Апофеозом его становится оратория – настоящий гимн «русской широте» в исполнении оркестра и присоединившихся к нему артистов хора.