ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Наблюдатели

Музей истории ГУЛАГа и Театр Предмета, Москва

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2021 г. – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»

Авторы идеи: Михаил Плутахин, Петр Волков

Режиссер: Михаил Плутахин

Художник: Ольга Галицкая

 

Продюсер спектакля: Роман Романов

Продюсер Театра Предмета: Петр Волков

Линейные продюсеры проекта: Евгения Нестерова, Алина Левина, Федор Летуновский

 

Исполнители: Татьяна Азарова, Сергей Быстров, Ольга Галицкая, Ангелина Горская, Александра Дашевская, Михаил Плутахин, Анастасия Ченцова

 

В спектакле принимает участие ансамбль «Комонь»: Лейла Зейд Килани, Мария Медведченкова, Мария Шишова, Илья Шаров

 

При поддержке Фонда Памяти

 

Продолжительность 1 ч.


Возрастная категория 12+
Человек способен как на дурное, так и на хорошее, и поступки его зависят от множества факторов. Их определяют не только личные достоинства или недостатки, но место и время, конъюнктура исторического момента, социальные запросы и функция. Именно это я хотел исследовать в нашем спектакле. Подарить зрителю героя и тут же превратить его в злодея. И наоборот. Мешать в человеке добро и зло, чтобы сбить с толку и обезоружить. Как в жизни. Как происходит здесь и сейчас.
В спектакле нет слов, стараюсь всячески их избегать. На сегодняшний день я потерял доверие к слову. Слово обесценилось. Чем громче человек кричит про добро, тем меньше хочется ему верить. Главными составляющими спектакля являются предметы и музыка. Мне интересно, как за счет простых вещей и звуков создается атмосфера, рождаются те или иные чувства, эмоции. И как они меняются. Интересно вызывать у зрителя то, что сложно описать словами.
Спектакль рождался по лабораторному принципу. Мы часто собирались вместе, много читали, делились, обсуждали. Делали бесконечные этюды с разными предметами из фондов музея. Путь сочинения этюда не важен. Можно отталкиваться от картинки в голове, можно от музыки. Самое главное, чтобы было чувство, эмоция, болевая точка. Можно обозначать это по-разному, но суть одна: чтобы дзинькало внутри, как говорит Полунин. Без этого я ничего не могу сочинять – мне видится бессмысленным что-то делать с холодной головой. 
Театр Предмета – так мы назвали наше содружество художников, музыкантов и актеров, которые влюбились в жанр предметного театра и хотят этим заниматься. «Наблюдатели» – наш первый полномасштабный спектакль. Мы этому очень рады, и это вдохновляет нас идти дальше. 
Михаил Плутахин
Экспедиции – важнейшая часть работы музея. Наша задача – зафиксировать все, что еще можно увидеть в труднодоступных местах бывших лагерей: остатки лагерной инфраструктуры, расположение объектов, окружающие пейзажи и, конечно, предметы лагерного труда и быта. В спектакле Михаила Плутахина эти предметы, десятилетиями лежавшие заброшенными на Чукотке и Колыме, получают новую жизнь, а вместе с ней и возможность рассказать свою историю.
Роман Романов
Перед нами вещи. Кружки, чайник, консервные банки, мясорубки, горелки, молоток, каркас фонаря, керосинка, лопата, дырявые ведра, пузырьки и склянки, ножницы по металлу. А есть еще сложно опознаваемые артефакты, перешедшие в нефункциональное бытие. Бывшие вещи. Следы бывших людей.
Мы погружаемся в мир мучительного лагерного существования. Вот разве что начало рабочего дня, сопровождаемое напевами арестантов, дает паузу на эмоциональный отдых. Работа. Работа. Работа. Но вдруг – темнота. Сцена допроса. Удары молотка пугают тишину. И снова пауза. На авансцену выдвигается мясорубка. Из горла ее вылетает перо. Одно-единственное, свободное и легкое среди груды этого ржавого железа. И, следя за его парением, все вокруг замирает. Перо исчезло. 

журнал «Театр», блог

На странице использованы фотографии Анны Ставрианиди и Егора Ковальчука