Театральная компания ЗМ

Страсти по Фоме

Театр Наций, Москва
Участник программы «Достоевский и театр»
по повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»

Автор инсценировки и режиссер: Евгений Марчелли
Сценография и костюмы: Екатерина Джагарова
Художник по свету: Сергей Васильев

Артисты: Виталий Кищенко, Владимир Майзингер, Олег Отс, Авангард Леонтьев, Ольга Волкова, Ирина Пулина, Арина Федотова, Юлия Хлынина, Наталья Инькова, Юрий Нифонтов, Дмитрий Журавлев, Владимир Калисанов, Андрей Курносов, Анна Галинова, Людмила Волкова, Анастасия Светлова, Татьяна Паршина, Иван Расторгуев, Алексей Паничев, Кирилл Быркин, Александр Якин

Продолжительность: 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 18+
Идея спектакля появилась очень просто – Евгений Миронов предложил мне поставить «Село Степанчиково и его обитатели» в Театре Наций. На мой взгляд, это одно из тех немногих произведений Достоевского, которое написано с таким изящным юмором. Мне показалось, что это очень светлое и мажорное произведение. 
Конечно, Достоевский всегда не так легко переносится на сцену, поскольку пишет в прозе, и уделяет много внимания переживаниям героев – состоянию их внутреннего мира, что не очень просто передать театральными средствами. Тем не менее, всегда интересно совершить попытку создать адекватный сценический вариант. Мы попробовали это сделать в спектакле «Страсти по Фоме».
Евгений Марчелли
Повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» инсценировали не раз. Оставаясь максимально близким к тексту повести Достоевского, режиссер Евгений Марчелли так ненавязчиво смещает акценты, что главным героем спектакля становится полковник Ростанев. В исполнении Владимира Майзингера этот герой превращается в обаятельнейшее, трогательное и чрезвычайно близкое каждому из нас существо. Полковник – добродушный, интеллигентный человек, который просто не может существовать в состоянии конфликта с кем бы то ни было. Точнее – физически не переносит ощущения, что нанес кому-то обиду, чужую боль он чувствует острее, чем собственную.
Авангард Леонтьев, играющий Фому Опискина, будто бы не стремится выпятить своего героя в центральные фигуры спектакля. Невзрачный хлюпик надувает щеки, эффектно «срезает» Ростанева – но публика все равно с симпатией посматривает на его визави. Похоже, этого и добивался режиссер. И впрямь: спектакль заставит многих о многом задуматься. Вот, например, зачем весь двадцатый век разнообразные психологи и социологи ломали головы над всякими психозами (включая массовые) и способами управлять людьми – так, чтобы тем казалось, будто это все для их же блага. Но – зачем?! Ведь за сто лет до этого Достоевский уже внятно расписал все тонкости искусства манипуляции человека человеком. Приемчики Фомы Опискина, в сущности, сводятся к тому, чтобы использовать себе на благо лучшие порывы чувств в его доверчивом окружении.
«Российская газета»
На странице использованы фотографии Иры Полярной