Театральная компания ЗМ
Александр Вампилов

Утиная охота

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль», (Виталий Куликов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Олег Федоров, Александр Новиков).
Режиссер и художник: Роман Кочержевский
Художник по костюмам: Сергей Илларионов
Художник по свету: Гидал Шугаев
Музыкальное оформление: Федор Пшеничный

Артисты: Виталий Куликов, Александр Крымов, Федор Пшеничный, Александр Новиков, Лаура Пицхелаури, Лидия Шевченко, Диана Милютина, Наталья Шамина, Анастасия Дюкова, Римма Саркисян, Олег Федоров, Кирилл Никитин

Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
Пьеса, безусловно, отражает советское время, но все это могло бы произойти и сейчас. Игорь Владимиров и Юрий Бутусов не раз говорили о том, что иногда нужно потерять первую страницу книги, чтобы лучше прочесть ее содержание. Опыт и ожидания искажают восприятие. Разумеется, можно сделать пьесу Вампилова в бытовом ключе, снабдив ее советскими реалиями, но если сместить фокус внутрь человека, окажется, что действие может происходить когда угодно и в любой стране. Я не исключаю, что со мной может случиться что-то подобное. Меня волнуют те же темы, я испытываю похожие страхи – происходящее со мной в каком-то смысле с Зиловым соприкасается. Однажды ты кожей начинаешь чувствовать, как уходит время, мечешься, хватаешься за воздух, в судорогах пытаешься найти ответы на известные и мучительные вопросы. Тебя охватывает страх, паника. Попадая в эту воронку, ты понимаешь, что опоздал: всё уже сделали старшие, а молодые гонят тебя, их дыхание в спину горячо и убийственно. И тогда воздух начинает сгущаться, дышать становится невозможно, ты бежишь, не понимая – убегаешь от чего-то или что-то преследуешь…
Роман Кочержевский
В спектакле Театра им. Ленсовета – Зилов в отчаянном и, я бы сказал, яростном исполнении замечательного артиста Виталия Куликова на поверку оказывается мелким пакостником, подлецом, запутавшимся в собственной лжи. Герой Куликова начинает с того, что разбивает в сердцах гитару, вдребезги, прямо на сцене, как рок-звезда. Но все его дальнейшие метания отражают не мучительную экзистенциальную внутреннюю боль души, а судорожные попытки выкрутиться из жизненных передряг завравшегося алкоголика. В таком решении отчаяние превращается в фарс.
журнал «Петербургский театрал»
К главному герою пьесы Вампилова давно прилеплен ярлык «лишнего человека», Гамлета, Чацкого и Печорина советских 70-х. Зилов – икона и герой «нашего безвременья», ему принято сочувствовать, выискивать вторые планы и авторские оправдания. Роман Кочержевский смело спорит с этой традицией. Зилов в исполнении Виталия Куликова это наш Патрик Бэйтмэн. Подобно герою «Американского психопата», он лишен всякой эмпатии, холоден, изворотлив и элегантен. Таков же и мир «Утиной охоты» Кочержевского в целом: внешняя элегантность (костюмы из «Острых козырьков», мизансцены, списанные с картин Эдварда Хоппера, струи дождя в красивом свете) и холодная пустота внутри. Только анекдотичный Кушак сохраняет человечность. Герой Александра Новикова хоть и жалок, а все же вызывает симпатию. Он изо всех сил пытается вписаться в мир «молодых акул», но старикам здесь не место.
Роман Кочержевский дегероизирует «лишнего человека», последовательно проводя его от первой рок-н-ролльной сцены с разбитой в щепки гитарой к финалу, в котором Зилов становится настолько беспомощен, что даже висящее на стене ружье оказывается неспособно на выстрел.

Алексей Платунов

На странице использованы фотографии Юлии Кудряшовой