Театральная компания ЗМ
Ася Волошина

Дания тюрьма

Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль» (Полина Диндиенко), «Лучшая мужская роль» (Александр Худяков).
театр на бумаге

Режиссер: Петр Шерешевский
Художник: Надежда Лопардина
Камера: Сергей Дробот, Павел Труфанов
 
Артисты: Полина Диндиенко, Александр Худяков

Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 18+
Вспоминаю, как репетировал «Данию». Это была мука. Мука поиска адекватного языка. Мы привыкли, что в пьесе что-то происходит. В «Дании» не происходит ничего. Предметом, вызывающим интерес в этой пьесе, является собственно текст. Способ мысли персонажей, способ отливания Асей Волошиной этих мыслей в слова. И это именно тот первоначальный импульс, заставляющий влюбиться в пьесу. Мир сложного, мыслящего современника. Но как сделать этот опыт знакомства со способом мысли интересного человека, собеседника чувственным? Это основной вопрос театра. Что это все значит, можно узнать и ощутить, придя на спектакль. Действие происходит под деревом, где ждали Годо.
Петр Шерешевский
Петр Шерешевский ставит пьесу Аси Волошиной «Дания тюрьма» не буквально: он отказывается от идеи совмещать на сцене два плана – реальный (детскую комнату в тюремной гостинице, где по пьесе знакомятся Аня с Митей) и метафизический (некое пространство, где герои находятся под деревом в ожидании Годо, что бы это ни значило). «Театр на бумаге» – съезжает с листа, опрокинувшись в театральную реальность. На протяжении спектакля Аня пишет пьесу Аси Волошиной, в которой играет сама, пересоздавая текст заново.
Отношения автора и произведения, природа творчества – главный лейтмотив спектакля Петра Шерешевского. Режиссер исследует, как автор интерпретирует реальность (doc. или не doc.?), как пережитый опыт переплавляется в строку. Способность театра проявлять невидимое.
«Петербургский театральный журнал», блог
«Дания тюрьма» в Камерном театре Малыщицкого – первая попытка разыграть пьесу Аси Волошиной. Странную пьесу, в которой рефлексия текста преобладает над всем. Экзистенция текста здесь главное действующее лицо.
Для героини Полины Диндиенко физические действия не несут никакого смысла, и актриса прекрасно воплощает это в своей игре. Литература – не творчество, а единственно реальная форма жизни. Монолог усталого интеллигента Мити, в чьем тусклом, будто свет в этом спектакле, взгляде изредка проскакивает ирония, обретает свой смысл для нее только как записанный текст.
Спектакль Петра Шерешевского и художника Надежды Лопардиной намеренно авизуален. В нем нет композиционной целостности, нет мизансцен. Картинка смазана, ракурсы и положения героев, которые мы видим (или вообще не видим), случайны. Стулья расставлены по четырем стенам комнаты – каждый зритель видит и не видит что-то свое. Важно поймать настроение, войти в текст.

интернет-издание «Летающий критик»

В пьесе Аси Волошиной главный герой – это текст. Это он пишет себя и самовоспроизводится через персонажей – Аню и Митю. Она то ли вспоминает случайную встречу в тюремной гостинице, то ли придумывает ее с чистого листа, то ли фиксирует на компьютере их разговоры обо всем на свете, то ли написанные реплики сами рождают слова, мысли и эмоции – создают новую реальность. Спектакль Петра Шерешевского, с одной стороны, очень бытовой и конкретный: режут салат, варят кашу, развешивают постиранное белье, чистят зубы. А с другой – метафизический, потому что мимолетная встреча двух родственных душ тут случается поверх быта, поверх барьеров, в каком-то другом измерении времени и пространства, там, где двое ждут Годо.

Марина Шимадина

На странице использованы фотографии Александра Коптяева