

Двенадцатая ночь, или как угодно
Никитинский театр, Воронеж
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника».
игра в комедию
Режиссер: Юрий Муравицкий
Художник: Ваня Боуден
Художник по свету: Антон Астахов
Хореограф: Никита Чумаков
Артисты: Борис Алексеев, Марина Демьяненко, Светлана Медведева, Максим Федотов, Алексей Савин, Андрей Клочков, Илья Крылов, Сергей Кузнецов, Татьяна Потехина, Егор Янышев
Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 16+
Режиссер: Юрий Муравицкий
Художник: Ваня Боуден
Художник по свету: Антон Астахов
Хореограф: Никита Чумаков
Артисты: Борис Алексеев, Марина Демьяненко, Светлана Медведева, Максим Федотов, Алексей Савин, Андрей Клочков, Илья Крылов, Сергей Кузнецов, Татьяна Потехина, Егор Янышев
Продолжительность 3 ч.
Возрастная категория 16+
В жизни мы все время играем в какие-то игры, меняемся ролями, но часто за этими играми пропускаем важные вещи, которые потом приводят к неожиданным и иногда драматическим последствиям. Вот о чем я думал, когда мы работали над спектаклем. Но какой эффект это произведет в итоге, предугадать сложно. Это как узоры на стекле: ты погружаешь стекло в определенную температуру при определенной влажности и знаешь, что проявятся узоры, но какие, не знаешь. Персонажи спектакля хотят радости, веселья, к чему приведет это стремление – увидите сами.
Юрий Муравицкий
«Двенадцатая ночь» Юрия Муравицкого – спектакль, который не повторяется никогда. Да, невозможное – возможно. Кто кого будет играть, определяет жребий в начале представления: каждый из 10 артистов готов стать любым героем комедии о любви и судьбе.
Это фантастический challenge: каждому исполнителю надо, как минимум, знать весь текст пьесы. Актеры страхуют друг друга – те, кто не занят на сцене в данный момент, сидят на месте несуществующих в Никитинском кулис и подают товарищам реплики. Частой нужды в том нет, текст артисты забывают редко – а иногда «забывают» сознательно, и из этих где-то вынужденных, а где-то сыгранных подсказок рождается особое, очень теплое чувство сопричастности. У Шекспира герои соперничают за сердца, ревнуют и жестоко шутят – возьмите хотя бы проделку, учиненную сэром Тоби, слугой Фабианом и камеристкой Марией над снобом Мальволио. А отношения исполнителей, взявшихся сыграть «Двенадцатую ночь», складываются в свой, надшекспировский текст – об актерском и человеческом братстве; маленькая песочница становится планетой, на которой живет озорное сообщество единомышленников.
интернет-портал «CoolConnections»
Это фантастический challenge: каждому исполнителю надо, как минимум, знать весь текст пьесы. Актеры страхуют друг друга – те, кто не занят на сцене в данный момент, сидят на месте несуществующих в Никитинском кулис и подают товарищам реплики. Частой нужды в том нет, текст артисты забывают редко – а иногда «забывают» сознательно, и из этих где-то вынужденных, а где-то сыгранных подсказок рождается особое, очень теплое чувство сопричастности. У Шекспира герои соперничают за сердца, ревнуют и жестоко шутят – возьмите хотя бы проделку, учиненную сэром Тоби, слугой Фабианом и камеристкой Марией над снобом Мальволио. А отношения исполнителей, взявшихся сыграть «Двенадцатую ночь», складываются в свой, надшекспировский текст – об актерском и человеческом братстве; маленькая песочница становится планетой, на которой живет озорное сообщество единомышленников.
Не знающая деления на действия, шекспировская драма промчится перед зрителем лоскутными эпизодами, молниеносно сменяющими друг друга. А, казалось бы, колючая шутка, брошенная в начале спектакля, о том, что в силу молодости и амбициозности труппа не смогла поделить роли, буквально определяет жанр спектакля. Эстетика площадного театра приблизит максимально удаленный на сотни временных миль шекспировский текст. Музыка сгладит швы и ершистости переходов от сцены к сцене. Как и в традиционном елизаветинском представлении, спектакль закончится зажигательной «джигой»: финальной песней Шута под аккомпанемент маленького самодельного оркестра. А романтическая история счастливой любви Орсино, Себастиана, Оливии и Виолы превратится в маленькую победу молодой и невероятно смелой никитинской трупы.
«Петербургский театральный журнал», блог
Вместе с труппой Никитинского театра режиссер Юрий Муравицкий решился на бесстрашный эксперимент. Вдохновившись полным названием шекспировской пьесы, он предложил актерам играть «как угодно», а точнее, распределять роли c помощью жребия перед началом каждого представления. И поэтому спектакль оказывается настоящим приключением: на глазах у публики артисты начинают готовиться к только что «выпавшим» им ролям. Причем мужские роли могут достаться женщинам, и наоборот. Дух площадного балаганного театра, столь близкий шекспировской комедии, здесь определяет все. Сцена-песочница, в которой происходят события пьесы, это пространство витальности и радости преображения. Чтобы не запутать зрителей (и не запутаться самим), в начале спектакля артисты на грифельной стене рисуют «генеалогическое древо» героев пьесы и, вооружившись миниатюрными музыкальными инструментами, разноразмерными воротниками и манишками, юбками и мантиями, выбелив лица, разыгрывают историю с премьерным куражом, и это неудивительно, ведь каждый показ – действительно первый с таким составом.
Анастасия Арефьева
На странице использованы фотографии Андрея Парфенова