Театральная компания ЗМ

VITA NUOVA

Башкирский театр оперы и балета, Уфа
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам».
опера в 2 действиях

Либретто Владимира Мартынова и Эдуарда Боякова по одноименному сборнику произведений Данте Алигьери

Музыкальный руководитель, дирижер-постановщик: Артем Макаров
Режиссер-постановщик: Елизавета Корнеева 
Художник-постановщик: Екатерина Агений 
Хормейстер-постановщик: Александр Алексеев 
Хореограф-постановщик: Митя Федотенко 
Художник по анимации: Лиана Макарян
Художник по свету: Ирина Вторникова 
Ассистент режиссера: Айсылу Иксанова 
Ответственный концертмейстер: Валентина Галинченко
Концертмейстеры: Мария Латыпова, Маргарита Шавырова 

Артисты: Азамат Даутов, Лилия Халикова, Лариса Ахметова, Екатерина Куликова

В спектакле принимают участие хор, балет, детская хоровая студия и симфонический оркестр Башкирского театра оперы и балета

В опере использованы латинский, русский и итальянский языки

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 16+
Мы давно не обращались к современной опере, а это довольно большой пласт, из которого есть что выбрать. Так случилось, что в этот раз выбор пал на оперу известного композитора Владимира Мартынова «Vita Nuova», написанную по произведениям Данте Алигьери «Новая жизнь». Несмотря на то, что опера была написана около 20 лет назад, ее сценическое воплощение происходит впервые именно в нашем театре, и это очень приятно.
Музыка «Новой жизни» достаточно эклектична. Можно узнать разные стили: это и романтизм (даже угадываются интонации некоторых композиторов – Листа, Вагнера и других), и мотивы православной псалмодии, и григорианского пения, и атональная музыка ХХ века. Большая роль отводится хору, который практически постоянно на сцене.
Я считаю, что репертуар любого театра должен состоять из разных постановок, которые могут быть полезны для развития труппы театра и интересны зрителям.
Артем Макаров
Работа с классическими произведениями и с современной музыкой – это кардинально разные подходы. Я люблю современные оперы, потому что это наше время и наш мир, в котором мы родились. Эти произведения продиктованы сегодняшним днем, проблемами, природой и событиями, которые нам хорошо известны.
«Vita Nuova» – сложная опера, нестандартная с точки зрения восприятия зрителей и артистов. Здесь мы много работали с символикой цифр, но эти пропорции, балансы сможет заметить только пытливый математик.
Елизавета Корнеева
Спектакль сделан стильно, талантливо и дерзко. Черно-белая коробка сцены становится идеальным фоном, где, как в рамке, артисты развертывают живописные мизансцены с экскурсом в историю искусства. Мы то оказываемся в застывшем музее с экспозицией женских портретов эпохи Возрождения, то лицезреем оживших адских чудовищ Босха, то погружаемся в бездонную глубину черного квадрата – знаменитого манифеста Малевича. Вдохновляясь калейдоскопичностью звуковой партитуры, режиссер  Елизавета Корнеева абсолютно в духе эстетики постмодерна насыщает сценический текст знаками и аллюзиями – от расхожих режиссерских «подсказок», будь то цветовая символика (черный – для Данте, красный – для Беатриче, белый – для ангелоподобных детей) или предметы-метафоры (чемодан, книга, гранат, лютня, евхаристический хлеб или пирог), до полемических отсылок к разным режиссерским стилям (узнаете или нет?), начиная от Георгия Исаакяна, чью мастерскую она окончила в ГИТИСе, до Ромео Кастеллуччи, чьи работы подразумевают именно такую созерцательно-рефлексирующую реакцию зрителя.

журнал «Музыкальная жизнь»

Этот спектакль Башкирской оперы обречен был войти в новейшую историю российского музыкального театра еще задолго до премьеры – уж слишком долог и тернист был путь «Vita Nuova» Владимира Мартынова к сцене. Написанная по заказу Мариинского театра в 2003 году, «Новая жизнь» дождалась первого концертного исполнения только в 2009-м — в Лондоне, под управлением Владимира Юровского. Мировая театральная премьера этой двухчастной оперы по мотивам одноименного сборника Данте Алигьери состоялась еще двенадцать лет спустя – весной 2021 года, когда произведение Мартынова наконец-то поставили в Уфе. Символично, что за «Vita Nuova» взялись представители молодого поколения отечественного театра – режиссер Елизавета Корнеева и ее соавторы,художник-постановщик Екатерина Агений и художник по анимации Лиана Макарян. Недавние дебютанты доказали: оперная партитура начинает по-настоящему звучать только в акустике сценического действия, когда в диалог с композиторским текстом вступает текст театральный. Вместе с дирижером Артемом Макаровым Елизавета Корнеева предлагает музыке Мартынова совершенно непривычный для нее культурный код, в котором есть место и метамодернистской иронии (оммажи «Страдающему Средневековью», одному из самых известных русскоязычных интернет-пабликов), и пафосу большого оперного стиля.

 

Дмитрий Ренанский

На странице использованы фотографии Марины Михайловой