Театральная компания ЗМ
Вольфганг Амадей Моцарт

Дон Жуан

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Надежда Павлова), «Лучшая мужская роль» (Андрей Бондаренко).
Либретто Лоренцо Да Понте

Дирижер-постановщик: Артем Абашев
Режиссер-постановщик: Марат Гацалов
Автор визуальной концепции и сценограф: Моника Пормале
Видеосценограф: Ася Мухина
Художники по свету: Алексей Хорошев, Рудольфс Балтиньш
Хормейстер-постановщик: Евгений Воробьев
Драматург: Дмитрий Ренанский
Видеооператор: Валерий Ершов 
Выпускающий продюсер: Анна Баландина

Артисты: Энхбат Тувшинжаргал, Тимофей Павленко, Наталья Кириллова, Надежда Павлова, Сергей Годин, Дарья Пичугина, Виктор Шаповалов, Гарри Агаджанян

Исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами

Продолжительность 3 ч. 30 мин.
Возрастная категория 12+
«Бог умер» – содержание «Дон Жуана» вполне можно было резюмировать этой канонической фразой Ницше. Ее аллегорией у Моцарта становится убийство Командора – героя, олицетворяющего собой привычный порядок, структуру. Дон Жуан же, напротив, это в первую очередь энергия первозданного хаоса, жизни, творчества, воображения. Работая над спектаклем, мы часто вспоминали не только Ницше, но и Достоевского. Оба они предупреждали о том, что наступает новое время, разрушающее старую картину мироздания. Вскоре привычная структура мира действительно оказалась поверженной, роль мужчины как отца и как мастера рассыпалась – сегодня мы по-прежнему живем в этой парадигме, столь красноречиво описанной в «Дон Жуане». Опера Моцарта в том числе и о том, что человечество до сих пор не преодолело этот кризис.
Марат Гацалов
Для меня «Дон Жуан» стоит особняком не только в творчестве самого Моцарта, но и во всем оперном искусстве. Это одно из самых значимых музыкальных произведений. В нем все изумительно выстроено драматургически. И для меня как для дирижера самая главная задача – вникнуть в эту драматургию и следовать тому пути, которому следовал композитор, когда писал музыку. В этом сочинении композитор опередил свое время более чем на сто лет. Его музыка гораздо прогрессивнее эпохи, в которую была написана. Для меня «Дон Жуан» – это скорее сочинение эпохи модернизма, и мне важно, чтобы зритель, приходя в театр, услышал Моцарта прогрессивного.
Артем Абашев
Из философии произведения берется не новая, но разыгранная здесь живыми и бесхитростными штрихами мысль о дуализме Дон Жуана и Лепорелло. Причем Лепорелло, напоминающий то усталого авантюриста, то черта в ступе, – главный герой. А из полифонических подсказок Моцарта и Да Понте взята трехслойная драматургия.
Вся партитура – оркестр и певцы – сослана в яму: здесь разворачивается как будто традиционный оперный спектакль с мизансценической геометрией, переодеваниями, актерской и музыкальной игрой. Сцена зарезервирована для «солирующей» сценографии: местами иллюстрируя, в целом она, скорее, аккомпанирует партитуре. Третий слой – видеоряд Аси Мухиной (он то транслирует крупные планы певцов, отсылая публику попеременно к спектаклям Чернякова и Эфроса, то заимствует у сцены арт-объекты, то отправляется в свободное плавание) – смешивает карты. Слои и эпизоды накрепко или случайно прикручены друг к другу, но ни один не занят истолкованием другого. Отказ от интерпретации приходит в обманчивой полуконцертной форме, но есть моменты, в которых монотонное движение необязательных ассоциаций и ненавязчивых локализаций, как во сне, меняет привычные тон и смысл на противоположные.

газета «Коммерсант»

Сцену пермского театра Моника Пормале превращает в музейный зал (серые стены, стеклянный потолок, высокие проемы по бокам), где разворачивается хит-парад арт-объектов современного искусства: все они перемещаются по сцене на небольшой платформе, если смотреть из зала – из правой кулисы в левую. И все так или иначе комментируют главный «экспонат», который почти не виден, зато всегда слышен, – саму оперу Моцарта.

интернет-издание «Colta»

На странице использованы фотографии Андрея Чунтомова