Театральная компания ЗМ

Озорные песни

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа», «Лучшая работа художника по свету».
балет на музыку Франсиса Пуленка (вокальный цикл «Озорные песни» на анонимные тексты XVII века, FP 42; «Три вечных движения», FP 14а, II. Très modéré; «Неаполь», FP 40, II. Nocturne; «Три пасторали», FP 5, III. Vite)

Музыкальный руководитель: Артем Абашев
Хореограф, художник по костюмам: Антон Пимонов
Художник по свету: Алексей Хорошев
Ассистент художника по костюмам: Олеся Малькова
Продюсер: Анастасия Колчанова

Артисты: Ляйсан Гизатуллина, Лариса Москаленко, Альбина Рангулова, Кирилл Макурин, Александр Таранов, Тарас Товстюк

Солист: Константин Сучков

Фортепьяно: Артем Абашев

Спектакль идет в один вечер с балетами «Когда падал снег» и «Концерт № 5»

Продолжительность 25 мин.
Возрастная категория 12+
«Озорные песни» – наша первая совместная работа с Пермским балетом. И потому естественно, что это не большой трехактный спектакль, а камерная постановка. Это наше творческое знакомство друг с другом и новый опыт для танцовщиков. 
Хореографический текст «Озорных песен» предельно сконцентрированный. То, что можно было бы растянуть на три действия, мы исполняем за двадцать пять минут. Но мне хотелось, чтобы труппа развернулась в другом направлении: как можно иначе слышать музыку, работать в более быстрых темпах и улавливать иные акценты (не «раз-два-три», а «и-раз-и-два-и-три-и»).
В своей работе я отталкиваюсь от музыки, а не от сюжета. Много слушаю и всегда чувствую, где есть потенциал для хореографии. Вокальный цикл «Озорные песни» Франсиса Пуленка как раз тот случай. Эта музыка разнохарактерная и по настроению, и по темпам. Я взял не весь цикл и поменял местами части, дополнив фрагментами из других инструментальных пьес Пуленка – чтобы получилась драматургически цельная балетная структура: от ансамблевых сцен до очень интимных, с едва уловимыми нюансами дуэтов.
Кому-то, вероятно, это напомнит лоскутное одеяло, кому-то коллаж из камерных сцен. Или ленту в инстаграме, где сюжетные линии не связаны друг с другом ничем, кроме взгляда смотрящего. Нет единственно правильного сценария восприятия – их множество.
Антон Пимонов
Пимонов слышит музыку Пуленка как подвижную, остроритмическую и – почти народную. Его хореография основана на классическом словаре и при внимательном рассмотрении достаточно строга. Но скорость, сложность элементов, обилие диагональных линий, внедрение характерных движений превращают неоклассический танец в неистовый, взвихренный, совершенно русский по духу пляс. Здесь водят хороводы на пуантах, выбрасывают натянутые носки в центр круга, создавая подобие то ли гулянки, то ли ритуала. Пускаются в мелкий, с притопом перепляс, встроенный в череду лаконичных балетных шагов. Взлетают в поддержках-рыбках. Хореографический текст «Озорных песен» празднует саму стихию танца – изменчивую, быструю, кружащую. Это балет, каким он стал в XX веке после встречи со многими своими «родственниками», танцами в шоу и на эстраде, балет, не чурающийся фольклорных аллюзий, – и то, что пермская труппа умеет и может делать после стольких лет самой разной зарубежной неоклассики в репертуаре.
«Петербургский театральный журнал», блог
Пимонов – один из немногих отечественных хореографов, считающих, что в танце должна править музыка. Не сюжет (он может прорисовываться намеком, может отсутствовать вовсе), не какая-либо концепция. Но прямая принадлежность музыке, восторженное и уважительное повиновение ей. При этом Пуленк не кажется таким уж очевидным автором для того, чтобы в него, как в воду, бросались люди танца: слишком быстр, слишком изменчив, слишком насмешлив он в «Озорных песнях». Пимонов бескомпромиссно сочинил абсолютно откликающийся на музыку танцевальный текст: дуэты, сменявшие друг друга на сцене, выдавали скороговорки небольших движений, меняя ракурсы и предлагая пластические открытия с непринужденностью светской болтовни.

журнал «Музыкальная жизнь»

Пермский балет привозит программу из трех одноактных спектаклей – два из них («Озорные песни» на музыку Франсиса Пуленка и «Концерт № 5» на музыку Сергея Прокофьева) сотворены в прошлом сезоне, один – «Когда падал снег» на музыку Бернарда Херрманна – впервые был показан в 2014 году. Пуленк и Прокофьев – собеседники хореографа Антона Пимонова, что возглавил пермскую труппу осенью 2020-го. Ни в том, ни в другом балете нет поддающегося пересказу сюжета – есть игра с музыкой, элегантные хореографические шуточки, острые акценты. Пимонов, выросший в хореографа в Мариинском театре, где идет немалое количество постановок Джорджа Баланчина, транслирует в своих одноактных балетах абсолютное уважение к (нео)классике, почтение к классической красоте. При этом не лебезит перед духом Баланчина, не повторяет находки мастера – а вежливо кланяется и прокладывает свою тропинку по хорошо изученной местности – и там обнаруживается немало сюрпризов. Его английский коллега Даглас Ли, в свое время поставивший специально для пермяков «Когда падал снег», также принадлежит к неоклассической когорте, но его фантазия мрачнее, в композициях видны отсылки к нервным и захватывающим киносказкам. Музыка Бернарда Херрманна, которую он выбрал для постановки, взята из фильма «451 градус по Фаренгейту» и из сериала «Сумеречная зона». Восемнадцать минут эффектно пугающей меланхолии меж двух жизнерадостных балетов Антона Пимонова. 

Анна Гордеева

На странице использованы фотографии Антона Завьялова, Никиты Чунтомова и Андрея Чунтомова