Театральная компания ЗМ

Фортепианный концерт
(Самара Шостакович Балет I)

Театр оперы и балета, Самара
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2022 г. – «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера-хореографа».
одноактный балет

Музыка: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор (1933, Ор. 35) Дмитрия Шостаковича

Балетмейстер-постановщик: Максим Петров
Дирижер-постановщик: Евгений Хохлов
Художники-сценографы: Настя Травкина, Сергей Жданов
Художник по костюмам: Татьяна Ногинова
Художник по свету: Константин Бинкин

Артисты: Ксения Овчинникова, Диего Эрнесто Кальдерон Армьен, Марина Накадзима, Сергей Гаген, Эльвира Ахмадишина, Алиса Карпычева, Полина Марушина, Олеся Севостьянова, Виктория Черкасова, Айдар Ишмухаметов, Максим Маренин, Светлин Стоянов, Эдуард Хасанов, Илья Черкасов

идет в составе вечера «Самара Шостакович Балет I»
Общая продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 12+
«Фортепианный концерт» – абстрактный балет. Сюжетом является танец, его конструкция и его взаимоотношения с музыкой. Я думаю, балет не может быть «бессюжетным», просто сюжеты бывают разные. Отсутствие нарратива не лишает танец содержания, наоборот, освобождает от всего лишнего. Мне важно рассказывать о музыке, показывать, как я ее слышу.
Максим Петров
Петров умеет мыслить танцем, умеет слушать музыку, не доверяя первым впечатлениям от нее. Он выбрал «Фортепианный концерт № 1», сплошь собранный из цитат и аллюзий, – таперская по природе музыка, хоть это и гениальное таперство, – но не стал показывать постмодернистские картинки с выставки, а сработал в очень сдержанном и строгом ключе. Вялость лирических частей компенсировалась энергичными мужскими соло и общим быстрым движением, непривычным для самарских артистов – им пришлось буквально прыгнуть выше головы, и спектакль произвел должный эффект. К тому же новый балет красиво упакован: желто-синий павильон от группы Bojemoi, костюмы Татьяны Ногиновой, свет Константина Бинкина – по-прежнему редкая картина на наших балетных сценах, где крепко держатся за пестренькое и классичненькое с пряниками и розами.
интернет-издание «Colta»
«Фортепианный концерт», заказанный петербургскому хореографу Максиму Петрову, вернул танец из архивно-исследовательской области в современность. Литературной фабулы нет; сцену украшает эффектная абстрактная живопись группы Bojemoi, ее оттеняют строгие костюмы Татьяны Ногиновой. Прямых соответствий музыке тоже нет: в отличие от советских предшественников, Петров не стал обыгрывать жанровую чересполосицу Шостаковича, «Свадьбу Шнеерсона» и прочие голоса времени, которые вобрал Первый фортепианный концерт, сочинение 1933 года.
Нельзя сказать, что 28-летний Петров уже нашел в толще классических па собственный язык, но ясно, что его не интересуют танцевальная пиротехника и спецэффекты. Дьявол этой хореографии, уложенной ровным и очень плотным слоем – в мелких деталях и переменах интонации.

интернет-издание «No fixed points»

Бессюжетный балет Максима Петрова, специально заказанный Самарской оперой и ставший частью программы «Самара Шостакович Балет I» (в других частях ретроспективной), вносит в нее конфликтность, нервность искателей, выбирающихся из лабиринта-галереи высоких образцов прошлого. Дизайны (задник и кулисы) арт-группы Bojemoi (Настя Травкина и Сергей Жданов) движутся в космос на ракетной тяге абстракций Жоана Миро, фресок Марка Ротко и практичном конструктивизме ВХУТЕМАСа. Планетарные ассоциации поддерживают костюмы Татьяны Ногиновой – на черных трико танцовщиков и черных платьях танцовщиц как будто сияют хвосты комет. Хореография Максима Петрова строится сначала так, точно это утраченный балет Джорджа Баланчина, по ходу развития преображающийся в самостоятельную, чисто концертную, лишенную сантиментов материю, с ироничными мини-процессиями, переоркестрованными архетипичными композициями (круг, диагональ) и дематериализующимися барельефными группами.

Сергей Конаев

На странице использованы фотографии Антона Сенько