Театральная компания ЗМ

Священный талисман

Театр Предмета и Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Премия «Золотая Маска» 2022г. – «Лучшая работа художника».
Номинации на Премию – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера».
спектакль-колыбельная

Идея: Петр Волков, Лия Чечик 
Инсценировка: Михаил Плутахин, Илья Юдович  
Режиссер: Михаил Плутахин
Художники-постановщики: Ольга Галицкая, Илья Юдович  
Художники: Дарья Вяткина, Егор Головырин, Руслан Земсков, Юлия Кривошеина 
Композитор: Илья Шаров 
Видеохудожники: Александр Романов, Дмитрий Соболев 
Оператор-постановщик: Вера Баратова/Александр Кузьмин
Музыкальное оформление, саунд-дизайн, духовые инструменты, вокал: Илья Шаров, Тимур Некрасов/Аркадий Пикунов
Продюсер: Петр Волков

В спектакле заняты: Сергей Быстров, Ольга Галицкая, Михаил Плутахин, Александра Дашевская/Анастасия Ченцова 

В спектакле звучит стихотворение Лейбу Левина «Священный талисман» в переводе Рут Левин и другие произведения автора, использованы фрагменты стихов Ицика Мангера и Лейвика Гальперна, а также мотивы офорта Самуила Розинаса «Под колыбелькой Янкеле».

Отдельная признательность Рут Левин за предоставленные материалы и участие в создании спектакля.

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 12+
В «Священном талисмане» нет «слова» – звучащей актерской речи, – но есть музыка, стихи и песни, вплетающиеся в ткань визуального, образного действия спектакля. Здесь темой становится историческая и личная память, связанная с травмами ХХ столетия. Однако, по словам создателей, их целью было не столько размышление о прошедших трагических событиях, сколько поиск ответа на вопрос, актуальный во все времена: «как найти силы жить, если мир вокруг так несправедлив?»

журнал «Театр», блог

«Священный талисман» наследует не столько театру кукол, от которого Плутахин изначально уходит как можно дальше, сколько анимации и кино…
Фильм-спектакль состоит из нескольких сцен, как если бы камера перемещалась от стола к столу. На одном из них – замок из парафина, он медленно оплывает, оголяя стальной скелет (художник Илья Юдович). Символ детской сказки тает, превращаясь в ворота концлагеря с каркасом из очков, ножниц и расчески – предметов, сотнями сваленных в витринах музея Аушвица…
В «Священном талисмане» нет актеров и их крупных планов, только руки – живые, теплые и выразительные. Они не прячутся, но и не играют, не стараются стать куклой, за их дышащей пластикой интересно следить. Они спускаются сверху и несут жизнь выжженной пустыне – как в начале, так и в конце: плодородная земля принесена в кулаке, испачканные тонкие пальцы высаживают зеленые растения, строят дом, в котором горит свет. Сшивая лоскутное покрывало, вертят ручку машинки Зингер, мягко скользят, вышивая на ткани целую историю жизни.
Работая в выбранной концепции фильма-спектакля по законам, близким к кино, Театр Предмета выстраивает сложный монтаж кадра, деформирует изображение, накладывает фильтры. Камера позволяет сфокусироваться на деталях и фактуре, через биографию отдельных вещей и символов проявить общую историю. 

«Петербургский театральный журнал», блог

На странице использованы фотографии Кати Краевой