Театральная компания ЗМ

|Общее место|

Проект Э. Куликовой и П. Кардымон, Новосибирск
Номинации на Премию 2022

Эксперимент / спектакль
playbook спектакль

Создатели: Полина Кардымон и Элина Куликова

Продолжительность 1 ч. 15 мин.
Возрастная категория 18+
Каждый оставляет бессчетное количество следов на своем пути, большая часть которых растворяется вместе со временем. Мы определенно состоим из тех мест, где побывали когда-то: пускай, даже незримо, виртуально или присутствуя там во снах. Сумма всех этих мест равняется нашему опыту восприятия пространства, а значит, и всему нашему взгляду на мир.
|общее место| – спектакль для одного зрителя, который воссоздает нашу собственную психогеографию. Все события, персонажи и декорации спектакля помещены в бумажную книгу. На ее страницах размещаются тактильно-ощутимые тропы, которые зритель сможет пройти в любое удобное ему время и любом удобном месте. Маршрут спектакля может оказаться неожиданным, но ведь непредсказуемость и есть самое ценное в любом путешествии?
Полина Кардымон и Элина Куликова
|общее место| – это сделанная от руки книга и набор медиафайлов, которые складываются в единый нарратив. Каждый человек, пришедший на спектакль, – единственный зритель и исполнитель playbook, осуществляющий акт чтения для самого себя. Для того, чтобы спектакль состоялся, нужна только книга, указанный отрезок времени и желание услышать голос другого человека. Последнее качество неэстетического свойства, но оно способно чрезвычайно расширить действие акции.
Для нас создают возможность читать, смотреть, слушать и даже трогать чьи-то воспоминания, так что от сокращения дистанции между тобой и Другим каждый след (в терминологии Фрейда – мнесический след) реактивируется и наполняется психической энергией здесь и сейчас. При этом оживает не только память персонажа книги, но, главное, воспринимающего ее. Нужно только не страшиться нарушения интимных границ памяти, позволить себе припомнить неказистую квартиру на окраине или страшную ссору родителей, или преувеличенное ощущение собственной избранности… А как только запускается этот процесс, чтение книги превращается в содействие, буквально в перформативный акт. И получается, что перед нами не просто очередное селфи поколения или мемуаристика, не наррация с бескорыстным стремлением зафиксировать случайные факты, а способ конструирования реальности, где есть место для осознанного и игрового переживания боли, страха, времени, любви, etc. участниками коммуникации. Этот опыт для кого-то может стать подобием терапии, но в широком смысле он представляет собой материализованную способность быть открытым и гибким.
журнал «Около»
Первая зрительская эмоция – причем здесь театр? Жанр салонного альбома и тинейджерского дневника давно перекочевал в скрапбукинг из гербария, кусочков ткани, бумаги и потайных записочек и, кажется, растворился в онлайн-практиках. Или нет? |общее место| воспроизводит форму этого жанра, но на самом деле это самый настоящий сайт-специфик спектакль. Только «общим местом», основной «локацией» проведения спектакля становится зрительское воображение. Театральная машинерия прячется здесь в QR-кодах, отправляющих зрителя то на виртуальную прогулку по гугл-картам, то прямиком в фильм или песню, или в текст другой книги, или в смс-переписку. В результате этих путешествий оказывается, что странный синтез зрительского и читательского опыта может привести участника к результату, далеко не всегда достигаемому в больших залах с красивыми креслами. Прямой эмпатический контакт с двумя очень разными авторками устанавливается благодаря тому, что Элина Куликова и Полина Кардымон очень точно находят «общие места» со зрителем – якоря памяти расставлены так, что из прикосновения к засохшему цветку или из первых тактов песни вырастает целое дерево ассоциаций и ощущений. |общее место| показывает, что единственный неотменяемый элемент театра это не артист и не здание театра, а сам зритель, в голове которого можно разыграть спектакль любой формы. 

Алексей Платунов