ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пермское море

Театральная компания «немхат», Пермь
Номинации на Премию 2022

Эксперимент / спектакль
Концептмейкер: Саша Шумилин 
Саунд-дизайнер: Легионы Целебровски 
Звукоинженер: Владислав Рубинчик 
Медиарежиссер: Даниил Михалев 
Линейный продюсер: Екатерина Шумилова 
Балетмейстер: Оля Иванова 

Перформеры: Полина Шаповалова, Евгения Елисеева, Полина Ватлецова, Андрей Мамко, Данияр Насибуллин, Вадим Дровнев, Павел Дудин, Анастасия Попова, Валерия Колобова, Алексей Красоткин, Наташа Богачева, Дарья Кириленко, Аня Пермякова, Елизавета Сорокина, Юлия Адутова, Ирина Ведрова, Владислав Третьяков, Савелий Перешеин, Владимир Чепиков, Иван Алексеев, Алена Малышева 

Спектакль проходит в чистой зоне бассейна

Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 16+
Неглубокое, теплое, пермское море было домом и прародителем жизни, через миллионы лет его не стало. В спектакле мы исследуем причины миграции молодых, что их заставляет сменить место проживания, но главная наша задача – сделать сегодняшнего человека видимым: мы берем «дыхание» молодых и в прямом эфире создаем звуковую оперу. «Пермское море» – это про жест чистого присутствия.
Саша Шумилин
Весь спектакль – движение тел от одного края бассейна к другому, вспыхивающие на большом экране вопросы и обволакивающий саунд. В наушниках зрителей – тяжелое дыхание, ветер, плеск воды и голоса юных ребят, рассуждающих о городе, его недостатках, атмосфере, утопических вариантах развития будущего. Зрителям здесь можно делать что угодно, кроме плавания в бассейне: ходить вдоль дорожек, сидеть на скамейках, лежать на полу, общаться с другими зрителями. Монологи участников – почти всегда наивные, грустные и смешные. «Пермское море» окончательно делает прямолинейность и искренность инструментом, который наделяет голосом любого перформера, испытывающего потребность быть услышанным.
«Петербургский театральный журнал», блог
Половина перформеров, одетые, сидят на одном краю пятидесятиметрового бассейна, половина – в купальниках, плавках, очках и шапочках – на другом готовятся к прыжкам. Вся эта прекрасно аранжированная композиция устроена таким образом, что во время очередного спича или смены вопроса на экране пловцы преодолевают массив воды, доплыв до бортика, утыкаются в протянутый им «тренерами» микрофон, дышат и плывут обратно. Если голос в наушниках говорит о трудностях или надеждах, то параллельно словам воду рассекает гребок или кто-то ныряет с тумбочки. На середине пути или в его финальной точке в наушниках звучит мощное сбивающееся дыхание человека, проплывшего пятьдесят метров кролем. Спецэффект «Пермского моря» – в синхроне и рассинхроне движения и речи, 3D-дыхания и мигающих неоном безучастных вопросов. То есть можно искать и даже находить смыслы, думая про сопротивление материала, про волю делать что хочешь, про несвободу плавательной дорожки и вообще про преодоление. Но важен физиологический эффект, который здесь достигнут чисто перформативными средствами. «Пермское море» – воодушевляющий опыт чувственно воплощенного концепта, а, может, и вообще нечто вне концепта.

интернет-издание «Летающий критик»

Пермская театральная компания «немхат» за несколько лет прошла путь от студенческой инициативы до одного из ключевых исследовательских проектов российского театра. Среди опытов «немхата» партиципаторные практики, танц-перформансы, работа с сайт-спецификом.
Очередной сайт-специфический опыт режиссера Александра Шумилина приводит нас в бассейн. «Пермское море» можно было бы описать одной фразой: герои «Олимпии» Лени Рифеншталь заговорили голосами «Июльского дождя» Марлена Хуциева.
Но можно и подробнее: десять студентов пермских ВУЗов в воде – на дорожках бассейна, еще десять – на суше. Зритель слышит в наушниках рассказы о городе, времени, мечтах и страхах – о простых и сложных вещах, которые волнуют молодых пермяков здесь и сейчас. Остаться в Перми или уехать? Кем быть? Как любить?
Подзаголовок «спектакль-дыхание» очень точно описывает и формат «Пермского моря», и его суть.
Поверх всех текстов в наушниках звучит дыхание пловцов, трансформируемое композитором Леоном Целебровски в амбивалентный саунд-дизайн. Постоянное присутствие шумных вдохов и выдохов перформеров напоминает о неотделимости рационального от телесного, и кажется, что сквозь толщу воды мы слышим дыхание целого поколения. 

Алексей Платунов

Спектакль создан при поддержке Пермского медицинского университета им. Ак. Е.А. Вагнера, Министерства по туризму и молодежной политике Пермского края, Платформы «Россия – страна возможностей»

На странице использованы фотографии Алексея Ушакова