ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Квадрат

«Плохой театр», Санкт-Петербург
Участник программы «Детский weekend» Фестиваля 2022 года
сторителлинг, который мы заслужили

Драматург и режиссер: Дмитрий Крестьянкин
Художник: Анастасия Котова
Художник по свету: Сержук Андреев
Звукорежиссер: Игорь Хонин
Выпускающий продюсер: Анастасия Задорожная

Артисты: Леон Словицкий, Никита Виноградов, Богдан Гудыменко, Константин Плотников, Александр Худяков

Продолжительность 2 ч. 30 мин.
Возрастная категория 16+
Я много чего видел про 90-е, и все меня не устраивало. Их как будто романтизируют: вот, тогда-то была свобода… Я не считаю, что сейчас все хорошо, но и идеализировать тот период мне бы не хотелось. Я в Туле еду по карточкам получал с родителями. И ходил в школу с железной трубой в портфеле, потому что на улицах были драки – просто так, не из-за чего. Вблизи видел трагический финал жизни многих наркоманов. И я решил сам написать пьесу – так, как мне хочется. Встретился с одноклассниками, с четырьмя друзьями – мы до сих пор дружим очень близко. И у каждого взял интервью о том, что они помнят из нашей школьной жизни. «Квадрат» – компиляция этих интервью.
Дмитрий Крестьянкин
«Квадрат» – это особое пространство, место силы двора, главная игра детей и подростков. В нем и проходит весь спектакль. Актеры то стоят в его углах, на исходных позициях, то садятся спинами друг к другу в центр, образуя плотное кольцо, то ложатся, устроив головы друг у друга на плечах. Они с самого начала задают легкий, непринужденный тон, поправляют друг друга, когда кто-то из них путает слова, и живо на это реагируют.
Сам спектакль состоит из небольших эскизов, посвященных разным темам, связанным с детством, которое проходило в девяностые. Каждая сцена заканчивается музыкальной вставкой – громко звучит песня («Во дворе» Тимы Белорусских, «Беспризорник» группы «Hi-Fi», «Зима-холода» Андрея Губина и т. д.). Прожектор сверху мигает зеленым, подавая зрителю сигнал: можно танцевать! И зрители охотно выходят на «квадрат». Сначала эти переходы выглядят довольно неловко, искусственно вставленными, но такой ход полностью оправдается, когда Скрипач, чей брат разбился насмерть, будет отчаянно танцевать в одиночестве, и никто не сможет присоединиться к нему.
«Петербургский театральный журнал», блог
Квадрат – это любимая дворовая игра тульских ребят в конце девяностых, пока не появились «сега» и «денди» и можно было запросто ходить друг к другу в гости. На фоне документальных рассказов о веселых и опасных играх разворачивается сюжет непростого взросления. Спектакль похож на дискотеку со светомузыкой: зрители могут выйти на танцпол и влиться в круг танцующих, для которых в словах русской попсы или рока сосредоточен смысл молодости. Комические истории сменяются трагическими, первая влюбленность и война в Чечне, гибель близких и ощущение настоящей крепкой дружбы – все было в той жизни. Можно погрузиться в воспоминания, а можно задуматься о будущем нынешних детей и подростков. Для создателей спектакля, участников независимого питерского «Плохого театра» постоянная перекличка «тогда» и «сейчас» не выглядит сетованием «раньше было лучше», они утверждают – «нет, лучше не было», но от нас зависит, что будет дальше.

Надежда Стоева

На странице использованы фотографии Анны Назаровой, Лены Кочетковой и Татьяны Никишкиной