Театральная компания ЗМ
Владимир Сорокин

Первый субботник

Театр «Организмы», Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2022 года
по рассказам Владимира Сорокина «Прощание», «Первый субботник», «Поминальное слово», «Кисет»

Режиссер: Владимир Антипов
Художники: Александр Панфилов, Катерина Мельникова
Художник по свету: Катерина Мельникова
Художник по костюму: Антон Батанов
Художник-реквизитор: Мария Белоплотова
Видео, титры, звук: asp_id

Артисты: Владимир Антипов, Алексей Забегин, Александр Бянкин, Алексей Боловленков

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
Возрастная категория 18+
Сцена представляет собой большой павильон, выстроенный в виде кабинета номенклатурного работника прошлого. Из старой радиолы звучат приглушённые голоса Наркомов. На стол тускло светит обтянутая зеленым сукном советская лампа. Сквозь окно на серую стену падает мягкий лунный свет. Совсем рядом стоит кабинетное фортепиано. Одетый в черное выходит пианист. Он раскладывает ноты. Звучит Бах… 
Дверь приоткрывается, и появляется он. 
Он будет делать правильное. 
Как и полагается. 
Как и следует быть.
Владимир Антипов
Деконструкция литературного текста, построенного на приемах ложного пафоса и его намеренного резкого снижения за счет вторжения низменно-физиологической реальности, заключена тут в рамку такой же деконструкции авторов спектакля по отношению к театральной школе. И та, и другая линия развиваются постепенно, доходя до квинтэссенции абсурда. В эпизоде «Кисет» герой Владимира Антипова читает монолог, начиная его как старательный ученик, прилежно освоивший сценическую речь, убыстряя темп и доходя не просто до скороговорки, но до безумного потока сознания. При этом текст он читает с монитора, стоящего перед ним на уровне первого ряда зрительного зала: актер транслирует чужую речь, на наших глазах сливаясь с ней, достоверно передавая ощущение шизоидного характера происходящего, но так же быстро он из него выходит, обнаруживая под кажущимся правдоподобием чувствования не просто актерский тренаж, но заученные штампы.
«Петербургский театральный журнал», блог
«Первый субботник», спектакль-концерт, который сочинили Владимир Антипов, Алексей Забегин, Александр Бянкин на независимой «Площадке 51», стилистически точен в своей игре с эстетикой соцреализма, пропущенной через оптику Владимира Сорокина. Авторы соединили четыре рассказа: «Прощание», «Первый субботник», «Поминальное слово», «Кисет». Каждый из них мастерски воспроизводит один из расхожих жанров соцреалистической прозы – производственную, деревенскую, военную… Владимир Антипов как актер искусно имитирует безличный, то сентиментальный, то возвышенно-приподнятый героический слог, оснащая рассказы фирменными психологическими паузами, концентрируя в них «атмосферность» и блистательно подводя к типично сорокинским, насквозь физиологичным кульминациям-подменам, которые взрывают изнутри жанр, остраняют иллюзию посредством резкой, немотивированной смены стилевого кода на контрастно противоположный.

Татьяна Джурова

На странице использованы фотографии Фомы Попова

После показа 23 февраля состоится открытое обсуждение с создателями спектакля