ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Коми-пермяцкий проект:
«Улетают птицы». «К реке»

Театральная компания «немхат», Пермь
Номинации на Премию 2023

Эксперимент / спектакль

Режиссер: Александр Шумилин
Либретто и ассистент режиссера: Дарина Чиркова
Композитор («Улетают птицы»): Легионы Целебровски
Звуковой инженер: Владислав Рубинчик
Линейный продюсер: Симакова Ирина, Полина Максимовских
Продюсер: Баграт Эдилян
Менеджер проекта: Вадим Шаповалов

Исполнители: Дарья Калина, Юлия Надымова, Полина Шаповалова, Юлия Адутова, Полина Ватлецова, Диана Юмагулова, Ирина Ведрова, Данияр Насибуллин, Анна Шафер

Продолжительность
«Улетают птицы» - 1 ч.
«К реке» - 1 ч.


Возрастная категория 12+
все показы
когда
06.04.2023
07.04.2023
19:00
19:00
где

В 2021 году я чуть не потерял свою бабушку, она у меня коми-пермячка, и вот я подумал, как сохранить ее голос, ее песни, ее речь. Если набрать в поисковике «коми-пермяцкий язык», то рядом с названием появится красная точка, обозначающая, что язык находится на грани исчезновения. Мы с командой решили совершить жест сохранения и ретрансляции уникального языка и культуры нашей страны. «Коми-пермяцкий проект» – это про жизнь, которая вроде бы так близко, но на самом деле так далеко.
В проекте 4 спектакля, на фестивале мы представляем 2 – «Улетают птицы» и «К реке» – история о Раисе Степановне как образе всего коми-пермяцкого народа. Раиса Степановна живет в коми-пермяцком округе всю свою жизнь: там училась, вышла замуж, родила детей, открыла школу и работала в ней. Сейчас Раиса Степановна живет одна, муж умер два года назад, а на вопрос: «Страшно ли умирать?» –  отвечает: «Нет, ребята, я не боюсь смерти, только вот неохота умирать, там ведь солнышка не увидишь».

Александр Шумилин

«Коми-пермяцкий проект» – очень искренняя история, из которой мы хотели исключить все специальное, навязанное. Проект вырос из театральных экспедиций «немхата» и исследований коми-пермяцкого языка и культуры, сложившихся в некий цикл спектаклей. Каждый спектакль – попытка фиксации, архивации естественного порядка вещей: звуков, видов, речи, событий – и в итоге самой жизни, которую мы учились замечать в коми-пермяцких местах: в совсем не улыбающихся на фото лицах коми-пермяков, в цветных платках, в аккуратно выпиленных скворечниках, в утренней «адской тишине», в письмах о любви, в песнях, в скрипах дверей и половиц – и продолжаем учиться замечать эту другую, абсолютно негромкую жизнь сейчас.

Дарина Чиркова

Новый проект «немхата», состоящий из нескольких спектаклей, конструирует этническую идентичность коми-пермяков через них самих – их жизни, опыт, язык и быт. Следуя своему художественному кредо – дать возможность быть проявленным каждому – обычному человеку, чья повседневность может быть драматургическим материалом – Шумилин и компания снова создают простые по форме высказывания, в которых теперь звучит голос целого народа. И есть в этом что-то щемяще тоскливое: в исчезающей культуре, в умирающем языке и в не случившейся любви Раисы Степановны – мы все что-то теряем, но продолжаем верить и смотреть на солнышко, как и герои коми-пермяцкого цикла «немхата».


«Петербургский театральный журнал», блог

Нагулявшись по тропическому саду – в наушниках и с либретто наперевес – и с интересом наблюдая за «оркестром» перформанса, зритель постепенно понимает, что героиня «оперы» Раиса Степановна – та самая девушка, которая писала письма возлюбленному в спектакле «К реке». «Улетают птицы» – рассказ о том, как сложилась ее жизнь, в которой, казалось бы, не было места для любви, но этой любви было так много…
Любви всегда много в спектаклях «немхата». Наверное, в этом причина того, что участники этого проекта так ему преданы, что у него так много записных фанатов. «немхат» от проекта к проекту доказывает, что современное искусство вовсе не обязательно «из головы». Оно очень даже может быть «из сердца».

интернет-издание «Новый компаньон»

«К реке» это камерный музыкальный вечер, где двадцать зрителей сидят в одном кругу с одетой в национальный костюм Дашей Калиной. Она высоким чистым голосом поет народные песни, аккомпанируя себе на аутентичных инструментах: здесь сигудэк, брунган, пу барабан и другие. На пюпитрах перед зрителями листочки с текстом на двух языках, их между песнями заботливо перелистывают перформеры. Этот текст – мокьюментари: двухлетняя переписка Александры и Павла, полюбившего ее перед самым уходом в армию. Тем, кто уже побывал на опере «Улетают птицы», нетрудно узнать в плейлисте песню, которую Даша Калина пела в ботаническом саду, и разглядеть в несостоявшейся истории любви уже знакомый сюжет о хрупкости и прочности, близости и непреодолимой дистанции. Кажется, что это и есть метасюжет фестиваля – исчезающая коми-пермяцкая культура как магическая вещь в себе. Притягивающая к себе, но, остраненная театральными приемами, оставляющая нас в положении зачарованных наблюдателей.

интернет-издание «Летающий критик»

Пермская театральная компания «немхат», начавшаяся как студенческая инициатива в местном мединституте, за последние несколько лет стала одним из важных театрально-исследовательских проектов в стране. Главная художественная ценность «немхата» – невиртуозность, обращение к личному опыту, позволяющее дать возможность любому человеку быть увиденным и услышанным, утвердить себя и свою повседневность как нечто безусловно значимое.
В этот раз «немхат» ушел от репрезентации опыта присутствующих на сцене и отправился в экспедицию по коми-пермяцким деревням. Интервью с местными жителями, документальные видеохроники и местный фольклор легли в основу коми-пермяцкого цикла спектаклей: «Улетают птицы», «К реке», «Один день с коми-пермяком», «Коми-пермяцкий алфавит» – проходящих в разных локациях города. «Улетают птицы» и «К реке» – диптих о несостоявшейся любви, пронесенной через всю жизнь, обрамленный звучанием национальных инструментов и песнопений. Этническая идентичность коми-пермяков конструируется в спектаклях через обращение к ним самим: их жизни, языку, культуре и быту. Гуляя в наушниках по Ботаническому саду, читая письма, слушая песни и глядя на то, как артисты пробуют «протанцевать» каждую букву коми-пермяцкого алфавита, зритель постепенно погружается в исчезающую культуру, привыкает к звучанию умирающего языка, обретая что-то большее, чем просто знание о другом народе – сопричастность с людьми, умение, как говорят герои коми-пермяцкого проекта, «смотреть на солнышко и верить», надежду на лучшее.

Александрина Шаклеева

На странице использованы фотографии Валентина Каменских