Театральная компания ЗМ

Аэлита. Инвентаризация

Молодежный театральный центр «Космос», Тюмень
Номинация на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в номинации "эксперимент"».

Автор проекта и драматург: Аэлита Садретдинова
Режиссер: Карина Бесолти
Саунд-дизайнер: Фати Бесолти

В записи аудио приняли участие Аэлита Садретдинова, Татьяна, Александра, Валерия – мама, старшая дочь и младшая дочь Аэлиты

Продолжительность 1 ч. 20 мин.


Возрастная категория 16+

В мае 2021 года в рамках большого проекта Молодежного театрального центра «Космос» арт-резиденция «Архивация нас» я, как человек склонный к обучению, прослушала все образовательные лекции и зарегистрировалась сразу на несколько лабораторий. И первой из них оказалась лаборатория по драматургии. В течение месяца в формате онлайн под руководством Элины Петровой мы изучали относительно новое направление в драматургии – автоэтнография.
За пару недель до начала занятий я обнаружила, что пропала военная парадная форма папы со всеми медалями и наградами. Папы нет в живых уже 11 лет, и этот случай заставил меня задуматься о том, что я теряю не только вещественный мир моего отца, но и воспоминания о нем. Я поделилась этой мыслью на лаборатории, и с этого началась моя история.
Для меня лично этот спектакль, вернее работа над ним, стали неким терапевтическим сеансом, который помог вернуться в прошлое, собрать рассыпавшийся пазл моего детства, найти потерянные кусочки, сблизиться с мамой и сестрами.
Искренне благодарю кураторов проекта «Архивация нас» Александрину Шаклееву и Рината Ташимова, режиссера Карину Бессолти, всю команду Молодежного театрального центра «Космос», свою семью и папу, который помогает мне сейчас оттуда. Я чувствую его любовь.

Аэлита Садретдинова

Зритель попадал здесь в комфортное пространство – садился в удобное кресло, перед ним на столике стояли чашка с капучино и пиала с тыквенными семечками, лежали блокнот и детская игрушка (всего на площадке было три таких места, зрители не видели друг друга и не взаимодействовали). В наушниках звучали голоса, которые рассказывали о том, что означают картинки и предметы в блокноте, поэтому казалось, что пока листаешь страницы, кто-то перебирает все эти вещи. Текст звучал отстраненно, как будто Аэлита сначала его написала, и этот процесс был импульсивным, а потом, успокоившись, прочла его так, чтобы за эмоциями не потерялся смысл. Все это позволяло балансировать между реальностью (я – зритель на спектакле) и рассказом про то, как отец сурово воспитывал дочерей, – не давало провалиться в историю, но и не мешало соотносить ее со своим опытом.

«Петербургский театральный журнал», блог
Важно, что история озвучена самой Аэлитой, а также ее мамой и дочерьми. Но нить рассказа из-за этого не теряется, а минималистичный саунд-дизайн и наушники создают впечатление, что вы – единственный слушатель.
Внутри блокнотов собраны вещи и записи Аэлиты. Первая же страница напоминает нам, что это дневник не девочки, а женщины, которой «40 прекрасных лет». Отправной точкой инвентаризации становится пропавшая с орденами форма Ильгиза – покойного отца Аэлиты. Боясь, что он и воспоминания о нем так же бесследно исчезнут, женщина решает провести эксперимент. Аэлита собирает личные артефакты, вспоминает связанные с ними периоды жизни и рефлексирует на разные темы.

интернет-издание «Инде»
 

Аэлиты в спектакле нет, но она точно присутствует в комнате. Туда может зайти всего пять или шесть зрителей, чтобы расположиться каждому за своим столиком и надеть наушники. Вас ждет почти пустое пространство, оно впускает в себя, надо только немного привыкнуть к темноте, внимательно вслушаться и всмотреться. Так бывает, когда заходишь с улицы в комнату с зашторенными окнами: вот подушка с ручной вышивкой в твоем кресле, на подлокотнике сидит плюшевый мишка, у которого плохо сгибается одна лапа, на столе чашка капучино, какой-то альбом или тетрадь, бусы, тыквенные семечки, брелок, салфетки.
Аэлита, автор этого сценического сочинения, позвала нас к себе, здесь можно ощутить пространство ее прошлой и настоящей жизни. Это исследование личной истории через предметный мир, в котором героиня повсюду: в альбомах фотографий, в строчках текста, появляющегося из темноты, кадрах домашнего видео из семейного архива. Мы начинаем входить в этот мир, листаем тетрадки и дневники, где собраны выкройки, инструкции по вязанию и прочая, казалось бы, незначительная ерунда. На видео младшие сестры-двойняшки, молодой папа, которым так хотелось гордиться, потому что он красивый и сильный, мечтал стать врачом, но схема случилась другая: милиция – сержант – подполковник. Голос в наушниках без всякой актерской подачи читает личные записи, как читают их, сверяясь с памятью сердца. Только на этих листочках в клетку можно признаться, что рядом с папой всегда чувствовала себя маленькой девочкой, написать про то, как он умел иногда быть нежным, каждой дочери тайно сообщал, что она самая любимая, и каждая хранила свой детский секретик.
Последний артефакт – видеокамера Sony и шесть кассет. Только звука нет, кадры ушедшей жизни, детства, юности, любимые, дорогие и случайные лица, голосов нет, больше они не слышны, они далеко. Аэлита вместе с нами прощается с прошлым, пытается его зафиксировать, остановить, расслышать, задержать, провести  «инвентаризацию».

Ирина Кузьмина

На странице использованы фотографии Александры Гуляевой