ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Паша

Алтайский театр кукол «Сказка», Барнаул
Номинации на Премию 2023

Куклы / спектакль
работа режиссера (Александр Янушкевич)
работа художника (Антон Болкунов)
работа актера (Роман Баталов)

Маргинал-сериал по мотивам рассказов из книги Павла Селукова «Добыть Тарковского»

Режиссер: Александр Янушкевич
Художник: Антон Болкунов
Драматург: Алексей Гончаренко
Композитор: Андрей Евдокимов

Артисты: Юрий Антипенков, Роман Баталов, Анна Горбунова, Кирилл Груздев, Алена Елясова, Дмитрий Капустин, Петр Кобзев, Вадим Ковалев, Дмитрий Курлынов, Мария Невретдинова, Екатерина Плотникова, Нина Позднякова, Василина Ремезова, Александр Сизиков, Анастасия Шарабарина

Продолжительность 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+

Для труппы этого театра, молодой и борзой, я решил найти что-то особенное. Современное, честное, нужное, понятное. Проза Павла Селукова попала в нерв. Страшный, но при этом смешной, жестокий, но при этом справедливый и человечный герой его рассказов рефлексирует. Это означает, что выход существует.

Александр Янушкевич

Для меня ценно в этой истории, что театр кукол обращается к современной российской прозе. Лирические герои разных рассказов Павла Селукова превратились в одного персонажа, которого мы, конечно, назвали Паша. И появился сюжет его взросления, от школьных лет до начала писательской карьеры. Инсценировка написана специально для этого спектакля, в постоянном диалоге с режиссером, с пониманием, кто из актеров получает тот или иной монолог.

Алексей Гончаренко

В тандеме с режиссером мы придумали новую систему кукол. Чем меньше у них антропоморфности – тем выигрышнее они смотрятся со сцены и тем интереснее актерам с ними работать. Так у нас получились «брейгелевские калеки». Их образы можно было не придумывать, а просто брать из жизни. Утром вышел на остановку где-нибудь на окраине города – а там стоит человек-пузырь или человек-колено. Все они узнаваемы.


Антон Болкунов

Героя Селуков растворил в книге, дав ему разные имена, драматург спектакля Алексей Гончаренко в сценическом тексте объединил похождения якобы разных персонажей под одним именем. Он смонтировал рассказы в историю пути героя от детства до становления писателем, представив ретроспективный взгляд пацана с окраины на всю свою жизнь в попытке ее осознать. Локацию из Перми перенесли в Барнаул, но уже с первой сцены понятно, что место действия – вся Россия за пределами двух столиц...
Паша – кукла-рукав в красной спортивке с белыми полосками, актер достает ее из панельки и надевает на руку. Кукла его друга устроена по схожему принципу, но надевается на ногу, как штанина – чтобы ходить, надо наступать на себя. Есть куклы отдельные, например, охранник, похожий на манекен для бокса – его актер таскает за шкирку. С этой куклой Паша дерется в живом плане, а рану зашивают нитками уже на его кукольной голове… Куклы в спектакле – филигранное безумие. Однорукие, одноногие деформированные существа с бревнами-головами, как выражение идеи деконструкции, распада мира и личности.
При всей отстраненности Паша – все же порождение своего окружения, которое, в сущности, любит. Это тоже неделимое: драки в туалетах и чтение Бродского, шатания по подворотням и разговоры о супрематизме – из всего этого состоит герой Паша, все это наполняет его, и одно без другого невозможно, в этом синтезе и есть его сила. И итог этой неустроенности, блуждания по жизни наугад – превращение себя в писателя.


журнал «Театр», блог

В спектакле «Паша» Александр Янушкевич рефлексирует о периоде, которое выпало на время взросления нынешних сорокалетних. «Паша» – знаковая поколенческая история о тех, кому сейчас под сорок: чья юность прошла за гаражами, в дешевых кафе, на рынках, дискотеках, в жестоких разборках. О тех вполне молодых еще людях, которые дерзко провели молодость и всегда знали, откуда ждать удар. О тех, кто уже начал хоронить своих друзей. О тех, кто после этой дикой юности, проведенной в 90-х, умудрился «вырасти» в нормального, даже приличного человека. Как тот же Паша или Павел Селуков – автор книги «Добыть Тарковского», рассказы из которой и легли в основу спектакля. В «Паше» происходит встреча с юностью, прошедшей в десятилетии, которое принято называть «лихим», и в этом контексте удивительно точно работают куклы, придуманные Антоном Болкуновым – такие мягкие нарукавники с принтами человеческих лиц, которые актеры натягивают на разные части тела. Это и необычные маски, позволяющие актеру переключаться на разных персонажей, и намертво приросшие опухоли прошлой жизни – от себя не убежишь.


Олеся Кренская

На старнице использованы фотографии Евгения Налимова и студии sintes.tv