

Макбет
Драматический театр, НовокузнецкДрама / спектакль большой формы
работа художника (Анвар Гумаров)
работа художника по свету (Стас Свистунович)
женская роль (Илона Литвиненко)
мужская роль (Андрей Ковзель)
новогодний корпоратив. трагедия
Перевод: Борис Пастернак
Режиссер: Петр Шерешевский
Художник: Анвар Гумаров
Художник по свету: Стас Свистунович
Саунд-дизайн: Степан Андреев
Online-монтаж видео: Даниил Яковлев
Артисты: Андрей Ковзель, Илона Литвиненко, Анатолий Смирнов, Александр Коробов, Андрей Грачев, Мария Захарова/Екатерина Санникова, Полина Зуева, Ксения Барнаева, Татьяна Лизунова, Вера Заика, Ирина Шантарь, Александр Шрейтер, Евгений Лапшин
* Для большей части зала спектакль станет онлайн-кино с возможностью увидеть съемочную «кухню». 30 же зрителей, успевших купить билеты, получат иммерсивный опыт, то есть опыт погружения в спектакль: они станут участниками новогоднего корпоратива, где за соседними с ними столиками будут сидеть герои «Макбета».
Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Возрастная категория 18+
Работа с Шекспиром, особенно с его главными трагедиями, – это всегда работа с культурным мифом. Это возможность рассматривать свое время через призму других времен, через историческую перспективу.
«Макбет» для меня прежде всего о «переступании черты». Наступает момент, и человек начинает чувствовать себя «избранным», но желания осуществятся, только если позволить себе перешагнуть через моральные барьеры. Но это «переступание» есть точка невозврата, убивающая прежде всего твою собственную душу. Жанр спектакля – «новогодний корпоратив». Это метафора бесконечного кабацкого угара современного мира. Когда, какие бы ужасы ни случались, «Show Must Go On». Люди убивают других и себя, но праздник продолжается...
Художник Анвар Гумаров расположил на сцене зал ресторана, в глубине – эстрада с наряженной елкой, по бокам накрытые столики. За ними – зрители, купившие билеты именно на сцену. Они с удовольствием рассаживаются перед началом спектакля. (Знали бы они, что их ждет! Это, конечно, серьезная провокация Шерешевского.) В кулисах выстроены два блока: туалет и вестибюль. Мы их не видим, события, которые в них произойдут, будут видны только на экранах: большом, который расположен перед сценой для зрителей, сидящих в зале, и на экране поменьше, в глубине, для тех, кто сидит на сцене. Съемки идут в режиме онлайн. Их ведут два наблюдателя (так они обозначены в программке). Сейчас ведь все снимают на видео, и новогодний корпоратив, разумеется, важная возможность потешить тщеславие. Но в какой-то момент наблюдатели станут убийцами, а в финале – единственными, кто остался с Макбетом.
В концепции Шерешевского и в исполнении Ковзеля Макбет, конечно, никакой не герой. Это слабый и видно, что неплохой человек. Наверное, он добросовестный служака, и главное, предан начальнику. Прежний кавдорский тан казнен за измену, а Макбету как бы добавили полномочий или повысили в должности. Очень интересно наблюдать за тем, что происходит с героем. Как просыпается в нем, вполне ординарном чиновнике, тщеславие, как первое убийство – Дункана, которое далось ему мучительно, – затягивает его. Страшно наблюдать за метаморфозами человека, который сумел единожды переступить. А дальше уже ничего не стыдно, уже все дозволено. Благодаря экрану мы видим мельчайшие оттенки мыслей, колебания, тоску на лице Макбета. До первого убийства в нем идет борьба. А потом нарастают злоба и растерянность.