Театральная компания ЗМ
Уильям Шекспир

Макбет

Драматический театр, Новокузнецк
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Илона Литвиненко), «Лучшая мужская роль» (Андрей Ковзель).

новогодний корпоратив. трагедия

Перевод: Борис Пастернак
Режиссер: Петр Шерешевский
Художник: Анвар Гумаров
Художник по свету: Стас Свистунович
Саунд-дизайн: Степан Андреев
Online-монтаж видео: Даниил Яковлев

Артисты: Андрей Ковзель, Илона Литвиненко, Анатолий Смирнов, Александр Коробов, Андрей Грачев, Мария Захарова/Екатерина Санникова, Полина Зуева, Ксения Барнаева, Татьяна Лизунова, Вера Заика, Ирина Шантарь, Александр Шрейтер, Евгений Лапшин

* Для большей части зала спектакль станет онлайн-кино с возможностью увидеть съемочную «кухню». 30 же зрителей, успевших купить билеты, получат иммерсивный опыт, то есть опыт погружения в спектакль: они станут участниками новогоднего корпоратива, где за соседними с ними столиками будут сидеть герои «Макбета».

Продолжительность 1 ч. 40 мин.


Возрастная категория 18+

Работа с Шекспиром, особенно с его главными трагедиями, – это всегда работа с культурным мифом. Это возможность рассматривать свое время через призму других времен, через историческую перспективу.
«Макбет» для меня прежде всего о «переступании черты». Наступает момент, и человек начинает чувствовать себя «избранным», но желания осуществятся, только если позволить себе перешагнуть через моральные барьеры. Но это «переступание» есть точка невозврата, убивающая прежде всего твою собственную душу. Жанр спектакля – «новогодний корпоратив». Это метафора бесконечного кабацкого угара современного мира. Когда, какие бы ужасы ни случались, «Show Must Go On». Люди убивают других и себя, но праздник продолжается...

Петр Шерешевский

Художник Анвар Гумаров расположил на сцене зал ресторана, в глубине – эстрада с наряженной елкой, по бокам накрытые столики. За ними – зрители, купившие билеты именно на сцену. Они с удовольствием рассаживаются перед началом спектакля. (Знали бы они, что их ждет! Это, конечно, серьезная провокация Шерешевского. В кулисах выстроены два блока: туалет и вестибюль. Мы их не видим, события, которые в них произойдут, будут видны только на экранах: большом, который расположен перед сценой для зрителей, сидящих в зале, и на экране поменьше, в глубине, для тех, кто сидит на сцене. Съемки идут в режиме онлайн. Их ведут два наблюдателя (так они обозначены в программке). Сейчас ведь все снимают на видео, и новогодний корпоратив, разумеется, важная возможность потешить тщеславие. Но в какой-то момент наблюдатели станут убийцами, а в финале – единственными, кто остался с Макбетом.
В концепции Шерешевского и в исполнении Андрея Ковзеля Макбет, конечно, никакой не герой. Это слабый, и видно, что неплохой человек. Наверное, он добросовестный служака, и главное, предан начальнику. Прежний кавдорский тан казнен за измену, а Макбету как бы добавили полномочий или повысили в должности. Очень интересно наблюдать за тем, что происходит с героем. Как просыпается в нем, вполне ординарном чиновнике, тщеславие, как первое убийство – Дункана, которое далось ему мучительно, – затягивает его. Страшно наблюдать за метаморфозами человека, который сумел единожды переступить. А дальше уже ничего не стыдно, уже все дозволено. Благодаря экрану мы видим мельчайшие оттенки мыслей, колебания, тоску на лице Макбета. До первого убийства в нем идет борьба. А потом нарастают злоба и растерянность.

«Петербургский театральный журнал», блог
Режиссер Петр Шерешевский переносит действие шекспировской пьесы из средневековой Шотландии в хорошо узнаваемую российскую провинцию конца 90-х: в ресторане проходит новогодний корпоратив крупной компании, явно один из первых. Мужчины еще чувствуют себя неловко в хороших костюмах (все, кроме Дункана – не короля, а СЕО из западного хэд-офиса), официантки (они же ведьмы) наряжены снегурочками из детского утренника – только в слишком коротких юбках. Хозяйка ресторана – «замка», Леди Макбет (Илона Литвиненко), появляется в шуршащем платье из тяжелой органзы бордово-кровавого оттенка, с разрезом от бедра, в насмерть залаченных локонах и тяжелых тенях, очень точно передавая образ времени. Они явно звездная пара своего городка – она и Макбет (Андрей Ковзель), красивый зверь, удачливый парень из бандитов; но все покатится вниз, как только ему будет обещано место в иерархии. Радиация власти – самой мысли о власти – сводит его с ума мгновенно, у нас на глазах. Заря эпохи цивилизованного капитализма, как ей и положено, становится местом столкновения титанических характеров – последних динозавров, на смену которым придет только офисный планктон.

Екатерина Рябова

На странице использованы фотографии Дианы Токмаковой