Театральная компания ЗМ
Юн Фоссе

Ребенок

Камерный театр, Воронеж

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма».

Номинации на Премию – «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Яна Кузина), «Лучшая мужская роль» (Михаил Гостев).

драма

Режиссер и художник: Антон Федоров
Композитор: Григорий Калинин
Художник по свету: Игорь Фомин
Видеохудожник: Алексей Бычков
Хореограф: Виктория Арчая

Артисты: Михаил Гостев, Яна Кузина, Андрей Новиков, Тамара Цыганова, Василий Шумский, Олег Луконин, Наталья Шевченко, Николай Гаврилин, Наталья Неповинных, Олег Петров, Ольга Рыжкова, Виталий Шилов, Авелина Мартинес, Никита Чумаков

Продолжительность 1 ч. 45 мин.


Возрастная категория 16+

Фоссе – автор, который дает тебе свободу, свободу для поиска и для разговора. Его пьеса «Ребенок» – это коллаж из эмоций, переживаний, непониманий, иронии, юмора – объемный срез жизни.
Персонажи пьесы находятся в измененном состоянии сознания с самого начала. В каждой сцене драматург задает все больше и больше вопросов – только в существующих бытовых обстоятельствах ответы на них найти невозможно. Его персонажи остаются наедине с пустотой, которую пытаются хаотично заполнить. Происходит столкновение с «ничто», и именно здесь возникает особенное пространство, которое располагает к поиску нового, непривычного способа существования как для актера, так и зрителя. 

Антон Федоров

Наши персонажи-«одиночества» впервые встречаются на автобусной остановке: замерзший красноносый Фредрик – Михаил Гостев, таинственный и какой-то демонический здесь собиратель пустых бутылок Арвид – Андрей Новиков, и нежная рыжеволосая, чуть-чуть не от мира сего Агнес – Яна Кузина. Важны не только и не столько слова, сколько пластическая геометрия общения: взгляды, прикосновения, удары. При этом актерские интонации похожи на эти падающие капли: в них нет ничего от бытовой суеты и «переживания», они холодноваты, подчас бесстрастны и звучат на одной ноте, у каждого своей, но это удивительным образом не нарушает жизненность ситуаций, правда, жизнь обретает театрализованный, остраненный стиль, в котором прекрасно себя проявляют разные чудеса и трансформации.
Так у Агнес живот вырастает прямо на наших глазах, надуваясь, как воздушный шарик. Плотно пригнанные друг к другу панели пола вдруг расходятся, как льдины, и так трудно порой на них балансировать, сохраняя шаткое равновесие. Этот баланс совсем не прост и имеет свой смысл: спотыкаясь и пошатываясь, эти «одиночества», эти «маленькие люди», ни разу, впрочем, не вызывающие чувства жалости, идут навстречу друг другу, постепенно превращаясь из забавных марионеток в самых настоящих людей.

«Петербургский театральный журнал», блог
Федоров – и режиссер, и художник – строит действие на сборной платформе: составляющие ее блоки подвижны, как ненадежный октябрьский лед. Жизнь – шаткая штука; мерцает электрической видеографией Алексея Бычкова и пульсирует электронными ритмами Григория Калинина; микрокосмос городской окраины – хрупкий сумеречный мир, где все плохое, что может случиться – случается, мечты о счастье и солнце так и остаются мечтами; что, впрочем, не исключает возможности посмеяться – и кухонные ссоры играются как пародийный ситком, а диалог Фредрика с медсестрой – как утешительный сон.

интернет-портал «Cool Connections»

«Ребенок» Юна Фоссе в воронежском Камерном театре – еще один хит Антона Федорова в этом сезоне, спектакль, неожиданно для этого режиссера тихий, полный меланхолии и подспудной тревоги, с какой-то очень трогательной, робкой и беззащитной интонацией. Это история молодой пары, которая, кажется, сошлась больше от страха перед окружающей жизнью, чем от любви, и мечтала о ребенке, потому что он мог бы дать одиноким созданиям опору и удержать их вместе. Но ребенок умер, не родившись, а жизнь, как тающие льдины под ногами, растащила героев друг от друга (Антон Федоров, еще и сценограф спектакля, придумал эффектный пол из расползающихся, будто льдины, квадратов). Главных героев играет прекрасная пара актеров: Михаил Гостев – Фредрик – с самого начала выглядит человеком в подпитии, как будто уже битым и униженным, он с ходом спектакля постепенно трезвеет, отчего становится задумчив, замедлен и полон печали. Яна Кузина – Агнес, рыжая, с черными потеками туши на щеках, говорящая поспешно и на очень высоких нотах. Ее героиня одинока и испугана, именно потому она, как тонущий, сразу вцепляется во Фредрика, чувствуя, что он не опасен. Но когда ребенок умирает, ее голос враз теряет всю свою звонкость. И неожиданно развеселый финал, где скачут одна за другой роженицы, быстро выстреливающие пупсами-младенцами, как будто показывает мир глазами отчаявшихся героев: у всех все просто и легко, но только наш ребенок не будет жить.

Дина Годер

На странице использованы фотографии Алексея Бычкова