Театральная компания ЗМ

Морфий

Театр драмы им. А.С. Пушкина, Псков

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучшая работа художника по костюмам» (Антон Федоров, Александр Стройло), «Лучшая женская роль второго плана» (Наталья Петрова).

Номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая мужская роль» (Александр Овчаренко), «Лучшая мужская роль второго плана» (Камиль Хардин).

прохождение в одном действии по мотивам рассказов Михаила Булгакова

Автор инсценировки, режиссер и художник: Антон Федоров
Художники по костюмам: Антон Федоров, Александр Стройло
Художник по свету: Игорь Фомин
Видеохудожник: Владислав Щетинин
Композитор: Григорий Калинин

Артисты: Александр Овчаренко, Камиль Хардин, Наталья Петрова, Анна Шуваева, Сергей Попков, Екатерина Миронова, Денис Кугай, Мария Татарских

Продолжительность 2 ч.


Возрастная категория 18+

«Кинохроника» и «мультфильм» в нашем случае – это способ актерского существования. Мы многое вспоминали: и «Путешествие на Луну» Мельеса, и Чаплина, и фильмы Люмьеров и документальную хронику, и «Ежика в тумане»… Но ошибочно думать, что если язык или средство в спектакле – маска, кукла, мультик, – то оно лишено психологии. Мы-то все равно рассказываем историю, пропуская ее через себя.
Для нас самое важное в спектакле – это вопросы. Главный персонаж – Доктор, – попав в фантасмагорический морок, постоянно задает себе вопрос: что происходит?. И мы вместе с ним пытаемся понять: что всем нам делать в этой «вьюге»? Что в этом кошмаре реально? Во что верить? За что ухватиться? Что обнять? Что тебя согреет?

Антон Федоров
У Федорова, как обычно, нет никакого линейного повествования, а есть – психоделическая фантазия, где безымянный доктор из «Записок юного врача» и Поляков из «Морфия» действуют как двойники: пока спит спасатель затерянных в бесконечной метели и «тьме египетской» (булгаковская метафора кромешного российского невежества) 23-летний безымянный доктор – персонаж Александра Овчаренко, корчится на полу от боли и колется морфием Поляков – Камиль Хардин. А когда несчастный морфинист то в бессилии, то под кайфом валится на диван, с дивана поднимается герой Овчаренко и отправляет оперировать, ампутировать, накладывать трахеостому, etc.
журнал «Театр», блог

Федоров в каком-то смысле ставит «всего Булгакова»: в прологе с призрачной поездкой сквозь электронные пульсации пробивается бормотание пса из «Собачьего сердца», фельдшерице Анне Николаевне припомнят Аннушку, которая разлила масло. Это, вроде бы, виньетки, позерские мелочи, только Федоров – не позер, а вдумчивый автор, пересказывающий реалистические булгаковские сюжеты на совсем ином, фантасмагорическом языке чудаковатой, почти мультипликационной клоунады. Но так, что и рандеву человека с большой историей, и особый, восходящий к Гоголю, невеселый смех, и пропитывающий быт мистицизм – все булгаковское – остаются в неприкосновенности; живая, как говорится, классика.


интернет-портал «Cool Connections»

Финал постановки смело можно назвать светлым – не столько по содержанию, сколько по неожиданно изменившейся интонации. Так в минорной музыке Баха последний аккорд оказывается мажорным. В «Морфии» – это сцена с девочкой Лидкой и ее «железной глоткой», спасенной от дифтерита. Режиссер возвращает актерам человеческую пластику, живые голоса. И ощущение миновавшей беды. Пусть это всего лишь одна из многочисленных бед, пусть Доктор по-прежнему чувствует присутствие неведомого Полякова, который жил где-то неподалеку и сгинул, оставив ему только дневник, полный боли, ужаса и самообмана. Пусть не смолкает за окном бесконечная вьюга – явление не столько природное, сколько метафизическое. Но веселая, замотанная в шарф Лидка точно указывает путь сквозь нее.
 

газета «Экран и сцена»

Литературная основа постановки – булгаковские «Записки юного врача» и рассказ «Морфий» (хотя без фраз из «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты» не обошлось). Спектакль про двух врачей, про два варианта судьбы, два выбора перед лицом смерти, холода, метели, отчаяния. Просто Доктор (Александр Овчаренко) выбирает жизнь и спасение других жизней (одно связано с другим), доктор Поляков (Камиль Хардин) – бегство от жизни, забытье, морфий и смерть. В некотором смысле это история про русских Джекила и Хайда, дневной свет и ночной кошмар. Настоящий хоррор из жизни вечной глубинной России, с метелями, волками, водкой, колоритнейшими сельскими пациентами, превращенными в сценические аттракционы хирургическими операциями, черно-белой мультипликацией и страшноватыми картинами Эгона Шиле, являющимися в помутненном сознании Полякова. Совершенно особенная экспрессия режиссерской и художнической фантазии Антона Федорова замечательно поддержана актерским ансамблем псковской труппы.

Владимир Спешков 

На странице использованы фотографии Игоря Ефименко