Театральная компания ЗМ

Серотонин

Театр «Приют Комедианта», Санкт-Петербург

Премия «Золотая Маска» 2023 г. – «Лучшая работа художника».

Номинации на Премию – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая мужская роль» (Иван Волков).

по роману Мишеля Уэльбека

Режиссер: Андрей Прикотенко
Сценография и костюмы: Ольга Шаишмелашвили
Музыкальное оформление: Николай Якимов
Художник по свету: Константин Бинкин
Видеохудожник: Илья Старилов
Креативный продюсер: Оксана Ефременко
Перевод текста: Мария Зонина

Действующие лица и исполнители: София Никифорова, Иван Волков, Александр Кудренко / Олег Рязанцев

Продолжительность 2 ч. 50 мин.


Возрастная категория 18+
Я заметил, что уже несколько наших с постановочной командой спектаклей мы размышляем вокруг темы конца истории. У современного философа Фрэнсиса Фукуямы есть мысль о том, что мы живем в эпоху, когда заканчивается время, история. То есть, происходит глобальный кризис постхристианской парадигмы. Мы живем на постхристианском пространстве, когда новая идея еще не сформировалась, а эта уже не работает. И из-за этого возникает много конфликтных ситуаций, таких точек, где сходятся старые и новые смыслы. И наша история – она где-то на середине, на лезвии, между этими эпохами: той, которая еще не началась и, скорее всего, придет, и той, которая уже явно заканчивается. И герой, персонаж этого романа у Уэльбека, он как раз оказывается в подвешенном, безвоздушном пространстве собственного одиночества, между тем и иным способом жизни. Он очень явно ощущает кризис и не понимает, что его ждет.
Андрей Прикотенко

Прикотенко столкнулся со сложной задачей: роман из трехсот страниц уныния и импотенции необходимо было каким-то образом обратить в действие, заставить звучать по театральным законам. Потому переодевания, изощренные костюмы, лебедки и рельсы, куры и тушки, даже препарирование рояля в финале кажeтся будто бы лишней канителью в условиях ограниченности пространства и свободы воли героя, скованного депрессией и антидепрессантом. Но эту громоздкость триумфально побеждает и подчиняет себе Иван Волков. Его витальность, талант, многообразие возможностей противостоят беспросветному отчаянию, в которое все это время тащил нас на лебедке капторикс. Игра Волкова оказывается сильнее недуга его персонажа, витальнее его импотенции, подвижнее его эмоциональной атрофии. Если после прочтения книги сложно думать о чем-то, кроме суицида, то после просмотра спектакля жить хочется куда сильнее.

интернет-издание «Афиша Daily»
Спектакль Андрея Прикотенко полон остроумнейших деталей, в нем море иронии, и ощущение беспросветного отчаяния передается не иллюстративными сценическими средствами, а сложно выстроенными ходами. Игровая, порой хулиганская фактура спектакля составляет контрапункт с тяжелым, болезненным, депрессивным содержанием. На площадке действуют трое буффонов в гофрированных воротниках фреза: к постоянно присутствующему на сцене Ивану Волкову поочередно присоединяются София Никифорова и Александр Кудренко/Олег Рязанцев (они сменяют маски различных персонажей, о которых повествует Флоран). Небрежно намазанные на лицо белила – знак принадлежности к племени гистрионов, это бледность меланхоличного Пьеро, невротичного шута. Шапочки для душа становятся шутовскими колпаками или масками, натянутыми на лица. Фарсовые ноты явственно звучат в спектакле, в котором речь неоднократно заходит об импотенции, побочном эффекте от приема антидепрессантов, – образы «материально-телесного низа», откровенные подробности физиологической жизни переполняют текст, но здесь нет ни пошлости, ни порнографии. Там, где у Мишеля Уэльбека некий перебор занудноватого цинизма, у Андрея Прикотенко и его команды – гротеск, многократное остранение, отчуждение боли легкой, ненарочитой клоунадой.

«Петербургский театральный журнал», блог

Андрей Прикотенко выбрал один из самых беспощадных и жестких по отношению к современной европейской цивилизации текстов. То, как он исключительно художественно и снайперски точно, сохраняя и оголяя до предела все острые темы романа Мишеля Уэльбека, перевел его на сцену, дарит зрителю тот самый уэльбековский «гормон счастья».
Иван Волков – Флоран-Клод Лабруст – еще одно снайперское попадание режиссера с выбором главного героя. Практически не вставая из офисного кресла, находясь в состоянии угнетенной психики и под воздействием антидепрессантов, Лабруст–Волков ведет весь спектакль. Он блестяще владеет умением иронично и самым неожиданным образом подавать главные темы и обнажать внутренний актерский нерв в запредельных по откровенности монологах, при этом тщательно скрывая в бесконечном сарказме свою боль. Волков демонстрирует отчаяние не в судорогах психопата, а глубоко изнутри, проживая на наших глазах процесс полнейшего опустошения, физическое зеро, когда сильнее всего накрывает желание исчезнуть из собственной жизни. Катастрофическое сознание, суицидальная реальность, коллапс воли, тоска и бесчувствие, ничто не спасает – the end. И даже любовь в сознании героя, у которого от постоянного стресса и принимаемых препаратов убито напрочь либидо, становится самым величественным катаклизмом, к ней следует относиться, примерно, как к землетрясению или еще одной чудовищной катастрофе. Он бежит от всего. Полное необратимое фиаско. Погоня за счастьем давно и навсегда проиграна.

Ирина Кузьмина

На стринице использованы фотографии Сергея Колобова