ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Каренин А.

Большой драматический театр, Тюмень
Номинации на Премию 2023

Драма / спектакль большой формы
женская роль (Полина Егорова)
мужская роль (Александр Тихонов)

мелодрама по мотивам романа «Анна Каренина» Льва Толстого 

Автор инсценировки и режиссер-постановщик: Роман Габриа
Художник-постановщик: Арина Слободяник
Композитор: Владислав Крылов
Художник по свету: Максим Ахрамеев

Артисты: Александр Тихонов, Полина Егорова, Николай Аузин, Кристина Тихонова, Виталий Илюшкин, Софья Илюшина, Андрей Волошенко, Ольга Игонина, Сергей Белозерских/Владимир Ващенко

Учащиеся театральной студии при ТБДТ: Роман Созонов/Егор Житенёв, Лев Аузин, Богдана Дехтяренко, Артем Лисовский

Продолжительность 2 ч. 30 мин.


Возрастная категория 16+

В инсценировке я сместил эпоху с XIX века на 1960-е годы XX века – Советский Союз периода оттепели. И это смещение потребовало некоторых радикальных изменений. Например, наш Каренин – это номенклатурный чиновник, коммунист и атеист, и нам важен его путь прощения.
Мне кажется, что Каренин Толстого имеет меньший зигзаг изменений, он более косный чиновник Российской империи, который не сильно меняется к концу романа, он все-таки остается самим собой. Мне же хочется так изломать духовную и душевную линию Каренина, чтобы он стал совершенно другим человеком. Я полностью его социально раздеваю: он будет переломлен, сломлен и выйдет из спектакля совершенно другим человеком. Для этого я обострил некоторые события, какие-то придумал, чтобы пропустить Каренина через «мясорубку» сильных душевных изменений.
Мне захотелось оставить такую двуликость в названии спектакля, то есть визуально и на слух читается: Каренин Алексей и КаренинА. Пришла мысль, что они друг без друга невозможны, что нужно их как-то соединить вместе. Именно Анна запустила все происходящее в нем. Но главный герой по-прежнему Каренин, все равно мне интересен он: им открывается спектакль и им заканчивается.

Роман Габриа

Стена из керамической плитки, латунные буквы на ней и звук приближающегося поезда, заглушающий голоса. В Тюменском Большом драматическом театре шутят, что в городе появилась первая станция метро, поскольку режиссер спектакля «Каренин А.» Роман Габриа помещает своих героев именно в подземку. Помимо места действия изменено и время: из последней трети XIX века персонажи романа «Анна Каренина» Льва Толстого переезжают в 60-е годы века XX.
С первых минут спектакля период Оттепели лишается флера свободы. Постановка открывается речью Никиты Хрущева, произнесенной мастерам искусства в декабре 1962 года, в спектакле эти слова вложены в уста советского чиновника Алексея Каренина. Роман Габриа, выступающий не только режиссером, но и автором пьесы, вплетает в сюжетную канву самые разные тексты, в том числе стихи Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, однако именно обращение Хрущева задает ту гнетущую атмосферу, в которой почти невозможно дышать.

газета «Экран и сцена»
В центре спектакля по роману Льва Толстого оказывается не Анна, а ее муж – Алексей Александрович Каренин. Читатель смотрит на него глазами Анны как на человека тяжелого и неприятного, режиссер Роман Габриа переносит события романа в недалекое советское прошлое и предлагает зрителю посмотреть на них через оптику мужа героини. Александр Тихонов играет не просто семейную драму, а трагедию человека, обманутого не женой, а всем устройством мира, в котором желаемое не соответствует действительному. Это трагедия невыносимости бытия: оставаться тем, кем тебе быть должно, и невозможности проявить себя как тот, кем ты являешься на самом деле; постепенно обнаруживающая в безупречном и непоколебимом партийном начальнике предельную уязвимость и болезненную хрупкость. Каренин идет по тяжелому пути принятия личной катастрофы, разрушившей основы его мирозданья, пытаясь найти в себе силы, чтоб простить и продолжить жить.

Александрина Шаклеева

На странице использованы фотографии Полины Секисовой