Куб
Молодежная студия-театр «Доминанта», Губахадокументальный спектакль-вербатим
Режиссер-постановщик, видео оформление, автор драматургического материала: Дмитрий Огородников
Художник постановщик, художник по костюмам: Ульяна Глумова
Композитор: Валерий Усов
Светооператор: Иван Салахбеков
Звукооператор: Андрей Мелешенков
Видеооператор: Андрей Щеголев
Костюмы: Наталья Жигачева, Татьяна Хазеева
Костюмер, реквизитор: Наиля Юсупова
Декрации: Виктор Яскевич
Актерский состав: Мария Зуевас, Мария Поздеева, Ксения Спиридонова, Юлия Трапикас, Елена Шарантай
Продолжительность 1 ч.
Возрастная категория 12+
Это огромный пласт историй людских судеб. И через эти судьбы мы говорим о целой эпохе того времени. Приехав в первый раз в Губаху из Санкт-Петербурга, я поразился масштабу созданного и доведенного до безупречности в Советское время бассейна по добыче угля. Из-за глобального переселения шахтеров и их семей образовались целые города и поселки. В 1990-х работа шахт была признана нерентабельной, а к 2000 году добыча угля полностью прекратилась. Сегодня сопутствующие шахтам поселки превратились в призраки, здесь никто не живет. Совместно с театром «Доминанта» мы начали творческое исследование этой темы. Нам удалось собрать существенный объем архивных данных для инсценировки спектакля – информацию о жизни местных шахтеров и тех, кто занимал руководящие должности, архивные фото- и видеоматериалы, материалы военной хроники. Также были организованы встречи с бывшими шахтерами Кизеловского угольного бассейна, и мы смогли пообщаться с непосредственными участниками событий. Нас поразил позитивный настрой, здоровый юмор и жизнестойкость людей, работающих в шахтах Кизелбасса. В содружестве с артистами создана драматургическая основа спектакля, в которую вошли материалы, предоставленные историко-краеведческим музеем, библиотекой, и фрагменты интервью. Мне кажется, что сейчас (и всегда) документальный театр очень важен. Тема Кизеловского бассейна в документальных постановках не поднималась прежде. Благодаря победе в конкурсе «Новый театр» Фонда Михаила Прохорова появилась возможность рассказать с помощью театра об истории целого поколения людей, которые здесь жили и работали. Надеюсь, таким образом сохранить и увековечить эту важную страницу истории нашей страны.
За сухими строками отчетов встает судьба страны. Подробное перечисление исторических фактов, информативные сводки перемежаются монологами от первого лица – историями шахтеров. Личные рассказы включаются в общую полифонию, утепляют атмосферу, иногда звучат контрапунктом. Шахтерский фольклор – байки, легенды, смешные случаи, истории счастливого спасения – все это возникает в спектакле как очень существенный, важнейший ресурс человечности. Неслучайно о тяжком труде шахтеров – и от их имени – рассказывают именно артистки, женщины. Конечно, на шахтах был и женский труд: в песне о коногоне есть строка о «плитовой», это рабочая, которая отвечала за разворот вагонеток на поворотной плите; а во время войны девушки, заменив ушедших на фронт, работали забойщицами. Но главная женская «роль» – все-таки ждать шахтера со смены. Собрать «тормозок» (обед), отправить на работу и ждать. О бесконечной тревоге, об изнуряющем страхе за мужей и сыновей много говорится в спектакле. Ну а мужские грубоватые истории «отстраняются» юмором, нежными или звонкими голосами актрис, их ласковой интонацией.
Последние монологи в спектакле – прямая речь актрис. Они говорят о собственном восприятии темы. И для документального спектакля это очень важная страница, создатели, сами себя «интервьюируя», включают свой голос в хор горожан, становятся частью истории.