ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Город Эн

Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2023 года

по мотивам романа Леонида Добычина

Сценическая композиция и постановка: Борис Павлович
Художник: Ольга Павлович
Художник по свету: Стас Свистунович
Композитор: Роман Столяр

Артисты: Сергей Власов, Артур Козин, Ярослав Дяченко, Уршула Малка, Надежда Некрасова, Ирина Тычинина, Евгений Шолков, Никита Сухарев

Продолжительность 2 ч.


Возрастная категория 16+

Я согласен с Бродским, который называет этот роман одним из лучших произведений ХХ века. Это непопулярная, но совершенно выдающаяся проза. Кроме всего прочего, именно то, что роман незаслуженно непопулярен, было одним из мотивов обратить внимание на такую замечательную книгу. При отборе материала мы с Львом Абрамовичем руководствовались в том числе соображениями, что театр открывает для зрителя то, что находится в невидимой, «серой» зоне.

Борис Павлович

Полузабытый нынешним поколением роман Леонида Добычина «Город Эн» (1936) – почти автобиография; история взросления, рассказанная от первого лица, зарисовки из жизни начала XX века – жизни провинциальной, частной, детской. Эта прошлая жизнь видится автору фрагментарно, будто сквозь толщу расколовшегося времени, и не случайно: ведь она рассказана «начерно, шепотом» под грохот коллективных лозунгов совсем другой эпохи – советских тридцатых. В модернистском тексте бытовые мелочи превращаются в знаки глобальных исторических катастроф, но взгляд ребенка спасает автора от излишнего пафоса.
Режиссеру Борису Павловичу близко это наивное видение, своего рода «театр простодушных», уход от иерархий и конкретных месседжей, многоголосье, в котором все голоса равно значимы. Это есть в его инклюзивных проектах, и именно в этот опыт он ведет артистов МДТ – эталонного «русского режиссерского театра». Вместе они убирают границу между сценой и залом, перемешивая актеров (акторов?) и зрителей. Действие происходит в гостиной, где все вместе сидят – на диване, в кресле, за обеденным столом… Здесь нет сцены, нет точки, куда «надо» смотреть, но есть разделенный опыт ощущения себя во времени – одинаково важный в 1900-м, 1936-м, 2023-м.

Екатерина Рябова
На странице использованы фотографии Виктора Васильева