Театральная компания ЗМ

Три страшных сестры

Театр ТРУ, Санкт-Петербург
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2023 года

Экстремальная хоррор-опера о рождении постантропоценного существа

Режиссер и композитор: Александр Артемов
Текст: Александр Артемов, Настасья Хрущева
Sound дизайн, звукорежиссура: Asp_id, Моисей
Художники по свету: Катерина Мельникова, Asp_id
Художник по костюмам: Катерина Мельникова
Хореография: Александр Артемов, Татьяна Лузай

Артисты: Ульяна Фомичева, Мария Кудрявцева, Гала Самойлова, Татьяна Лузай

Продолжительность 1 ч.


Возрастная категория 18+

Спектакль о постантропоценном мире – где уже нет нормальных живых существ. Но вообще речь идет скорее о некой герметической операции, рождении мужского из женского, появлении Тела квинтэссенции. Так что все это нужно трактовать в символическом смысле.

Александр Артемов, интервью изданию «Maskbook»

Текст спектакля трудно отнести к определенному жанру: здесь многое от былины и фольклора (причем стилизация происходит в том числе с помощью особой манеры чтения, которая акцентирует отдельные звуки и создает эффект говора), но также обильно присутствуют и решения, характерные для речитатива и речевого ритма. Временами кажется, что звучащее и вовсе является заклинанием, а происходящее – не спектакль, а некий мистический обряд, случайным свидетелем которого довелось стать. В схожем стиле выстроена музыка: иногда она на мгновенье почти затихает, но только для того, чтобы тут же новой волной обрушиться на зал, не забыв порой для усиления эффекта использовать дисторшн и другие специфичные элементы хард-рока. Не менее важны для атмосферы спектакля и световые решения: действие происходит в полной темноте, из которой лишь иногда появляются сестры.
Происходящее невольно заставляет как бы взглянуть из этого будущего на современный мир: а так ли уж он не похож на воплощенный на сцене? Спектакль наводит на горькие мысли о несовершенстве человека, несостоятельности представления о нем как о венце Творения…

интернет-издание «Musecube»

В основе «Трех страшных сестер» авторский текст и он тут – главный герой. Его начитывают, декламируют холодным эхо-голосом с множественными повторениями, как в заклинании или заговоре. Актеры выступают как статисты куклами вуду, которыми управляют из темноты, черноты закулисного мира через микрофон или громкоговоритель.
И, если это спектакль, как заявляют афиши, про конец времен и начало нового мира, который наступит после человекоцентричной эпохи, то вокруг чего будет собираться новая реальность? Вокруг текста? Вокруг тьмы? Человеку здесь точно не место: его как бы обратно возвращают в докультурный мир фольклора, мистики и поверий. А пока нас еще не вывели за скобки этой реальности, можно сходить на футуристический спектакль о мрачном туманном будущем и поразмышлять над пророчествами независимых театров.


арт-журнал «Около»

Три сестры – мифологизированные героини русских сказок и драматургии – оказываются в потустороннем изнаночном мире, мире на грани апокалипсиса. Пространство спектакля – агония, попытка зацепиться за уходящую жизнь. Три женских существа: Сестра-Мать, Сестра-Дочь и Сестра-Тело-без-духа, – отчаянно пытаются продлить существование, породив новый формат жизни – после эпохи антропоцена.
Жанр спектакля определен как «хоррор-опера», что диктует законы его существования. Пустое пространство, темное и затуманенное, лишь изредка освещается яркими вспышками, сотрясается (почти буквально) от угрожающих звуков, прорывается не то криками, не то стонами существа уже практически нечеловеческого. Это спектакль – мистический обряд, спектакль – стон, спектакль – корчи, спектакль – боль. Он воздействует на зрителя на природном уровне, работая с регистрами восприятия, расшатывая нервную систему и заставляя не задуматься, но ощутить мир будущего всем существом.
Заглядывая в будущее, тандем Александра Артемова и Настасьи Хрущевой рассматривает, каким может быть существо в мире после человека? И что нужно сделать, чтоб хоть какая-то жизнь появилась в мире после катастрофы?

Александрина Шаклеева

На странице использованы фотографии Катерины Мельниковой