Театральная компания ЗМ
Брайен Фрил

Молли Суини

Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
работа художника (Давид Боровский)
Режиссер: Лев Додин

Художник: Давид Боровский

Режиссер-ассистент Олег Дмитриев

Художник по свету Олег Козлов



Артисты: Татьяна Шестакова, Сергей Курышев, Петр Семак

Фотографии © Виктор Васильев

Любовь пополам с цинизмом, идеализм вперемежку с безверием, возможность смотреть и неспособность видеть, и вечно вымощенная добрыми намерениями дорога в ад. Пьеса Брайена Фрила напоена жизнью и истекает жизнью, как старые трагедии истекают кровью.

Лев Додин




Расхожая легенда о Николо Паганини гласит, что злоумышленники как-то подпилили ему струны на скрипке, но маэстро и на одной сыграл так, что все остались довольны. Поставив "Молли Суини", Лев Додин как будто решил доказать, что среди театральных режиссеров тоже есть виртуозы.
Пьеса ирландского драматурга Брайана Фрилла не очень замысловата. Женщина по имени Молли, потерявшая в раннем возрасте зрение, к сорока годам по настоянию своего супруга решается на операцию. Операция проходит успешно, но счастья не приносит, женщина уже привыкла жить в мире звуков, запахов и тактильных ощущений. Используя научные термины, которыми любит щеголять муж Молли, можно сказать, что в ее сознании нет визуальных энграмм. Открывшийся взору героини мир чужд и почти враждебен. Не сумев приспособиться к новой реальности, женщина гибнет. Философский подтекст этого сюжета каждый может сформулировать для себя сам, но главное в пьесе Фрилла не столько сюжет, сколько форма. Пьеса представляет собой три монолога -- самой Молли, ее мужа и врача. Никакого действия нет, никакого общения между героями тоже. При этом пьеса длинная и многословная, что неизбежно доставляет постановщику дополнительные хлопоты.
В спектакле нет ни массовки, ни песен, ни танцев, ни каких бы то ни было постановочных эффектов. Более того, в нем -- случай практически невиданный -- вообще нет музыки. Артисты почти не двигаются. Они -- подобно престарелой Саре Бернар -- сидят в высоких плетеных креслах. Иными словами, здесь все держится на Татьяне Шестаковой (Молли), Сергее Курышеве (муж) и Петре Семаке (врач). На их жестах, интонациях, мимике. На тончайших психологических нюансах и незаметных невооруженным глазом режиссерских ходах. И вместе с тем это совершенно режиссерский спектакль, ибо легко представить себе, как, выражаясь театральным языком, «плюсовали» бы те же (или другие, причем столь же прекрасные) артисты, не будь рядом Додина. Как тончайший спектакль превратился бы в набор бенефисных реприз.
В результате "Молли Суини" смотреть скучно, но интересно. Ибо это художественная скука. Причем самой высокой пробы. Все это лишний раз доказывает, что Додину -- как и другому петербуржцу, Валерию Гергиеву -- бессмысленно с кем-либо соревноваться - эти мастера вне сравнения. Поскольку и на одной струне сыграют лучше, чем все другие на полном комплекте. Талант, вероятно, можно растратить, мастерство -- нет. Тем, кто в этом сомневается, рекомендую посмотреть спектакль "Молли Суини".
«Время новостей»