Театральная компания ЗМ
Адольф Адан

Корсар

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2009г. - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая мужская роль»(Иван Прошин), «Лучшая женская роль» (Наталья Моисеева)
Дирижер Александр Анисимов

Хореография: Мариус Петипа

Новая хореография и режиссура: Василий Медведев

Художник: Борис Каминский




Артисты: Сергей Мершин, Наталья Моисеева, Иван Порошин, Мария Меньшикова, Ростислав Десницкий, Илья Шитов, Владислав Шумаков, Виталий Полещук, Евгения Ляхова, Мария Белоусова, Екатерина Панченко, Анна Поистогова, Надежда Двуреченская, Екатерина Мосиенко, Екатерина Полещук, Сергей Гаген
Соло в оркестре: Лидия Марчук, Борис Гамус, Юрий Поляков, Маргарита Колпащикова, Федор Дмитриев, Инна Волобуева, Юрий Коновалов, Сергей Шушкевич, Андрей Петухов, Рустам Зиганшин


Продолжительность 2 ч. 45 мин.

Фотографии Антон Завьялов
Для пермского театра балет «Корсар» – это своего рода «текст без автора», через который с нами говорит сама балетная традиция. Он несет в себе черты различных балетных эпох, стилей и манер: его картинные пантомимы, страсть к экзотике и буффонаде (действие происходит на берегах Ионического моря, его персонажи – турки и греки) унаследована от первого автора Мазилье; резкие драматические контрасты – от романтика Перро; наиболее известные танцевальные фрагменты, в том числе совершенная композиция эпизода «Оживленный сад» – от Петипа, в чьей интерпретации, собственно, балет и перешел из 19 века в век 20. Пермскую редакцию балета создал балетмейстер из Санкт-Петербурга Василий Медведев, искусно соединивший то, что является «настоящим Петипа» со стилизациями «под старинную хореографию». Консультантом постановки стал Юрий Бурлака – один из серьезных знатоков старинных балетов. В основу балета лег оригинальный текст партитуры Адана, полученный непосредственно из архивов Парижской оперы, дополненный, традиционно, номерами на музыку Пуни, Дриго, Делиба, Гербера и Сен-Леона. «Корсар» не из романтических балетов, где сквозь бесхитростный сюжет проступают трансцендентные смыслы. Связь либретто с трагическими коллизиями поэмы Байрона здесь весьма поверхностна: сценарий, по сути – предлог для ревю в условно-восточном духе. Посему, зрелище – а именно, декорация, костюмы и танцы – должно быть не просто безупречно, но подчеркнуто-эффектно. Таковым оно и является – благодаря усилиям замечательной труппы и постановочному решению, кульминацией которого является финальная сцена кораблекрушения.




Замечательно то, что постановщики пермской редакции балета получили оригинальный текст партитуры из архивов Grand Opera.
Я прекрасно понимаю, что сценарий «Корсара» так же далек от поэмы Байрона, как балет «Дон Кихот» – от романа Сервантеса. Но та радость, с которой танцуют артисты, и та радость, с какой принимают зрители классический спектакль на основе такого непритязательного сюжета с обилием самых разнообразных танцев и дивертисментов, с пышными декорациями и костюмами, говорит о том, что, пожалуй, мы все соскучились по подобным представлениям. В балете есть много того, что вызывает улыбку, и много поводов порадоваться.
Я, например, радуюсь фантазии Бога, который создал прекрасные тела балерин и танцовщиков, вдохнул в них талант, создал замечательных постановщиков, умеющих сохранять хореографические шедевры на века. Я радуюсь романтической музыке балета «Корсар» и миру высокого, красивого искусства балета, того искусства, за которое императоры, великие князья дарили ожерелья, кольца, дворцы («за драгоножество» Кшесинской, например), за что они теряли головы.
И это роскошество, имперский дух балета мне хочется передать. Моя задача заключается в том, чтобы уши получили такое же наслаждение и блаженство, как и глаза.
Только неравнодушное, блестящее воплощение такой музыки может соответствовать уровню, который требует хореография старинного наследия. Здесь должно быть сочетание красочной оркестровки, юмора, фантастической энергии и зажигательного темперамента музыкантов-исполнителей.


Александр Анисимов


Почему балетные театры любят балет «Корсар»?
Причин несколько, но главным, на мой взгляд, является то, что «Корсар» стал своеобразной предтечей будущих балетных шоу, где сюжет – лишь связующая материя эффектных дуэтов, хореографических композиций и сценок. В самом «Корсаре» таких хореографических находок немало, это – дуэты Конрада и Медоры, «Танец невольниц», «Танец корсаров», «Трио одалисок», сцена «Оживленный сад» и другие. В таком балете можно занять практически всю труппу, дать возможность показать себя как солистам, так и кордебалету, порадовать зрителей ярким впечатляющим зрелищем.
В России у «Корсара» своя история, связанная изначально с именем великого Мариуса Петипа, который осуществил собственную постановку в Санкт-Петербурге. Впоследствии Петипа дважды редактировал свой балет, усложняя хореографию и заменяя пантомиму танцами. Создавая свою редакцию этого балета, я, естественно, стремился оставить все лучшее, что выдержало испытание временем.


Василий Медведев