Театральная компания ЗМ
по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил»

История мамонта

Мастерская О. Кудряшова, РАТИ, Москва
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2010 года


Режиссер-педагог: Екатерина Гранитова

Художник: Елена Ярочкина

Музыкальный руководитель: Григорий Ауэрбах

Балетмейстер: Олег Глушков

Художник по свету: Евгений Виноградов

Артисты: Андрей Сиротин, Ирина Латушко, Марина Ворожищева, Ксения Орлова, Елена Махова, Серафима Огарева, Евгений Матвеев, Александр Горелов, Надежда Лумпова, Полина Лазарева, Яна Гурьянова, Рустам Ахмадеев, Макар Запорожский, Егор Корешков, Артем Цуканов, Александр Алябьев, Илья Соболев, Екатерина Смирнова, Тимофей Сополев, Дмитрий Захаров, Никита Кобелев, Григорий Добрыгин, Туфан Имамутдинов, Кирилл Вытоптов

Продолжительность 3 ч. 30 мин.

Дни, недели, месяцы, годы спрессовываются в эпоху обычно незаметно, и то, что было бытом, становится историей. И вот уже кримпленовое платье школьной училки, песни и сленг школьников конца 1970-х годов становятся такими же этнографическими диковинами, как кринолины пушкинской эпохи, ее менуэты и дуэльный кодекс.
Сегодняшние студенты играют историю своих отцов и матерей с любовью, нежностью и пониманием. Исторических деталей в спектакле немного, но они точно найдены: ободранные обои в прихожей главного героя; испитая продавщица в киоске с сигаретами и спиртным; цветочные подушки в наволочках.
Режиссер-педагог Екатерина Гранитова бережно отнеслась к тексту популярного романа, сохранив все романтические истории, все школьные эпизоды, все подробности турпохода Географа с учениками по речке Ледяной. В результате довольно традиционная история педагога, который учится у своих учеников и передает им то, что ему самому кажется главным в жизни, открывает какие-то новые измерения. В курсовом спектакле актерско-режиссерской мастерской Олега Кудряшова роман Алексея Иванова зазвучал как музыкальное произведение, в котором интонация фразы иногда оказывается важнее ее смысла. А сам внимательный и любовный взгляд на поколение отцов оказывается важнее всех сюжетных перипетий и авторских умозаключений.
Спектакль наполнен музыкой, герои легко переходят от слов к песне. Но важнее другое – музыкальность самой атмосферы спектакля, ритмическое построение действия, музыкальность голосов, музыкальность движений юных артистов.
При минимуме аксессуаров – максимум фантазии, точности, остроумия и легкости. Веришь и в безусловность школьной доски, которую начинает протирать испачканной тряпкой Географ, и в разлив реки, и в дождь, который барабанит по шуршащему тенту.

газета «Новые Известия»

Ностальгические школьные истории – всегда идеальный материал для студенческих спектаклей, повод для милого дуракаваляния, возможность всем вместе захватить зал буйной молодой энергией, а каждому – блеснуть фантазией, сыграв десяток крошечных ролей от старой училки до брутального двоечника, для которых можно насочинять себе забавную, узнаваемую пластику и манеру говорить. Тут так все и было – легко, живо, смешно, точно. Вроде бы все расклады понятны: вот отличница, вот разбитная оторва, вот дурачок, вот наглый, потом перевоспитавшийся гопник, злобная мымра завуч и так далее, но получилось как-то незатерто, славно, с юмором. Да еще с воображением… Режиссер сделала ставку не на беспроигрышный коллективный студенческий драйв (хотя его тут хватает), а на историю одинокого героя ивановского романа, на актера, который, три с лишним часа не сходя со сцены, превращает водоворот молодого веселья в нежный и печальный спектакль, не обещающий счастья.

газета «Время новостей»