Театральная компания ЗМ
Ярослава Пулинович

Наташина мечта

ТЮЗ им. Ю. Киселева, Саратов
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2010 года
Режиссер: Дмитрий Егоров

Художник: Фемистокл Атмадзас



Художественный руководитель проекта: Олег Лоевский

Артисты: Ольга Лисенко, Любовь Сосновская, Станислав Чуриков




Продолжительность 1 ч. 20 мин.
«Наташа, какая у тебя мечта?» – спрашивает сама себя героиня спектакля «Наташина мечта» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович. Весь ее монолог – это живая демонстрация деформации детской речи в одержимость. Деформации, спровоцированной мучительным одиночеством. Детский дом за редкими исключениями в нашей стране – это место, где невозможно ни на секунду остаться одному, и в то же самое время ты тут всегда один. Наташа рассказывает про свою жизнь и про то, как первая любовь в ее жизни не случилась красивой историей, достойной лоскутного одеяла нашей памяти. А случилась трагедией с безобразным концом. И в этой трагедии Наташа де-юре – преступница, забившая удачливую соперницу до полусмерти. А де-факто…

Исполнительница главной и единственной роли Ольга Лисенко заставила весь зал почувствовать себя преступниками, способными избегать детей-сирот как прокаженных.
В своем первоначальном варианте на этой звенящей ноте – ощущении собственной вины у зрителя или читателя – пьеса оканчивается. Но специально для Саратовского ТЮЗа Ярослава Пулинович дописала вторую часть. Эта часть тоже начинается со слов: «Наташа, какая у тебя мечта?» Для домашней и правильной девочки Наташи этот вопрос стоит не менее остро, чем для трудного подростка из детского дома. Ее жизнью правит мама, воплощающая свои мечты посредством дочери. В самом деле, какому родителю не польстит то, что его ребенок прекрасно учится, занимается спортом, да к тому еще прошел кастинг на участие в подростковой телепрограмме? И многим ли родителям приходит в голову мысль о том, что «образцовое» детство исключает мечты? Потому что дети, думающие о взрослых вещах – об успехе, карьере, «достойной» жизни, – производят жутковатое впечатление состарившихся раньше, чем повзрослевших. Вот и аккуратная, педантичная Наташа – четырнадцатилетняя старушка. И она мечтает мамины мечты и думает мамины мысли… Так считает зритель, пока вдруг Наташа не вскакивает и не начинает в истерике стучать в стену и звать врача. Зрителя одурачили, заставив посмотреть чужой сон разума. Разума девочки Наташи, находящейся на лечении в спецклинике, в месте без мечты.


Кажется, все отклонения от здоровой мечты нам показаны, и гаснет в зале свет. Но нет – в луче света нам являют еще одну Наташу, деревенскую простушку, пишущую бесконечные письма своему кумиру – эстрадному мотыльку с мобильным именем.
А вот почему актрису Ольгу Лисенко после спектакля долго не отпускают со сцены, устраивая овации, можно понять, лишь посмотрев спектакль, завершающийся громогласным речитативом с потолка: «Смерти нет. Есть только ветер…». Почти два часа девушка со сцены говорит с вами о самом сильном и о самом хрупком на свете – о мечте. И не о Наташиной вовсе. А о вашей, зритель.

журнал «Берег»








26-летняя Ярослава Пулинович только недавно отучилась у Николая Коляды в Екатеринбурге, но уже получила премию «Дебют» и стала завсегдатаем драматургических конкурсов и фестивалей. В спектакле Дмитрия Егорова по пьесе Пулинович смонтированы два монолога: детдомовки, влюбляющейся в молодого журналиста и избивающей до полусмерти свою соперницу, и благополучной отличницы, у которой все выходит «как надо», но она завидует талантливой неудачнице, соседке по подъезду. Две девичьи истории, исполненные одной и той же актрисой, вырисовывают сложную кривую отношений, психического взросления и тяжелой судьбы детей, отвечающих за грехи своих родителей.

Кристина Матвиенко