ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Николай Гоголь

Игроки

Театр драмы, Омск
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2010 года


Режиссер: Юрий Муравицкий


Художник: Алексей Вотяков




Музыкальное оформление: Игорь Есипович

Художник по свету: Борис Кондратьев

Артисты: Михаил Окунев, Владимир Майзингер, Руслан Шапорин, Олег Теплоухов, Евгений Смирнов, Сергей Черданцев, Моисей Василиади, Давид Бродский, Александр Гончарук

Продолжительность 1 ч. 20 мин.
12 апреля (пн) / 19:00

Центр им. Вс. Мейерхольда

Как ни печально это констатировать, но цинизм пьесы «Игроки» абсолютно точно совпадает с цинизмом и меркантильностью нашего времени и общества, которое изо всех сил пытается стать буржуазным и сломя голову летит в пропасть, еще стремясь ускорить это падение. Пьеса очень современна. Характерно, что здесь нет женских ролей: нет женщин – нет и любви. Это пространство, где любовь и другие важные моменты подменяются стремлением к выгоде, богатству, или просто желанием облапошить из спортивного интереса, и сейчас такое наблюдается во многих сферах жизни.
По поводу жанра… В начале работы над спектаклем я решил, что с таким актерским составом и таким материалом можно попробовать не делать изначально никаких каркасов, не выстраивать четких концепций, чтобы потом «надеть» на этот каркас спектакль. Мы пустились в плаванье, чтобы потом посмотреть – что у нас выйдет. При этом с самого начала было понятно, что юмора будет предостаточно. Гоголь очень острый автор, и у него очень острый, тонкий юмор, замечательный текст. Я перечитываю его и каждый раз улыбаюсь тому, что читаю. Но если это и комедия, то комедия горькая, грустная, потому что, по большому счету, веселого в этом мало.
И вопрос не столько в трагедии страны, а в трагедии человека в этой стране. То, что произошло с Ихаревым, главным героем, нельзя вырывать из контекста мира, в котором он живет. Что-то должно произойти с человеком, у которого было свое имение, определенный доход, чтобы он стал таким, пошел на преступление. Для этого нужен очень сильный мотив. В то время в России многое зависело от того, сколько у тебя денег. Была жесткая иерархия, но если у тебя были деньги, то ты мог получить даже положение в обществе. Купить можно было все. И вот, к сожалению, по прошествии ста с лишним лет мы приходим к тому же самому. Это, наверное, самое страшное в этой истории.
И сама пьеса, и ее название – «Игроки», в общем-то, не связаны с игрой в карты, речь совсем не об этом. «Игроки» – это театр жизни. Игра тотальная, игра, которая гораздо интереснее и многограннее, чем любая карточная игра. И смысл всей этой интриги, всей этой истории отнюдь не в карточной игре. Игра является только одним моментом. Герои сели за стол, сыграли, что-то поняли или кто-то у кого-то выиграл – и все. Дальше начинается игра другого уровня. И вот это как раз гораздо интересней. И в театре более интересна именно такая игра.

Юрий Муравицкий








В спектакле молодого режиссера Юрия Муравицкого задействованы лучшие игроки «сборной» Омской драмы: от Михаила Окунева до Владимира Майзингера. Актерская сыгранность, чувство ритма и умение держать внутреннюю интригу роли на пятачке Камерной сцены театра обеспечивают не только зрительский успех спектаклю, но и настоящую энергию и напряжение большой игры. Гоголевские карточные шулеры у омских актеров выходят в точности как мошенники экстра класса из фильмов Гая Ричи – их игра на деньги стоит того, чтобы на нее посмотреть.

Кристина Матвиенко